08.05.2007 00:00
Общество

Петр Положевец: В школе работают только женщины, а на конкурсе "Учитель года" побеждают мужчины

Текст:  Петр Положевец (главный редактор "Учительской газеты")
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4359)
Читать на сайте RG.RU
В школе работают только женщины, а на всероссийском конкурсе "Учитель года" побеждают одни мужчины - так шутят сами участники конкурса. И в этом есть доля правды. Из регионов каждый год на финал приезжает в два раза больше женщин, чем мужчин. Но за пятнадцать лет "Хрустального пеликана" получили лишь две представительницы прекрасного пола - преподавательница французского языка Екатерина Филиппова и учительница начальных классов Зинаида Климентовская.

Почему побеждает сильный пол? Женщины смеются: причина в том, что большинство членов жюри конкурса как раз женщины. И когда они видят талантливого, энергичного, преданного детям и школе мужчину, у них срабатывает материнский инстинкт: приласкать, ободрить, поощрить. А если серьезно, то специалисты считают, что при равных шансах победить на этом конкурсе мужчина всегда обойдет женщину. Не потому что он лучше, а потому что в школе мало мужчин и поддержат именно его, чтобы показать: работа педагога престижна и в школе можно состояться.

До революции в школе учителей-мужчин было много, они составляли абсолютное большинство педагогических коллективов. После семнадцатого года в школу пошли женщины. Великая Отечественная война не пощадила педагогов. Мало кто из них вернулся с фронта. В восьмидесятые годы 20 века, как свидетельствует статистика, в школе было около тридцати процентов мужчин за счет бывших советских республик Средней Азии и Кавказа, где традиционно мужчин-педагогов всегда было больше. Сегодня учителей-мужчин - 13,77 процента. Это статистика 2004 года. Более свежих данных нет. Больше всего мужчин в образовании Дагестана (35,69%), Чечни (21,01%) и Якутии (20,07%). Меньше всего в Карелии (7,63%), Свердловской (8,43%) и Московской областях (8,69%). В некоторых школах- ни одного, а в других работает едва ли не десяток. Например, в сорок третьей школе Нижнего Новгорода их семеро. На школьном сайте есть даже специальная страничка "Наши учителя-мужчины".

И все же с каждым годом их в образовании все меньше и меньше. Только за последние восемь лет число мужчин в школе сократилось на шесть процентов. Это напрямую связано с тем, что в стране вообще стало меньше учителей. Если в двухтысячном году их было 1701 тысяча, то через пять лет стало меньше на 194 тысячи. Явные причины этого: демографический кризис, реструктуризация сети образовательных учреждений, старение педагогических кадров. И, конечно же, средняя зарплата учителя. Она до сих пор намного ниже средней в экономике и составляет всего семь тысяч рублей. Молодым трудно начинать жить на такую зарплату. На эти деньги дом не построишь, квартиру и машину не купишь, даже детей растить будет трудно.

Вы не задумывались, почему общество так низко оценивает учительский труд? Мне кажется, это связано отчасти с тем, что в обыденном сознании обучение и воспитание детей считается традиционно женским занятием. Забота, обиход и воспитание ассоциируется с малопрестижной домашней сферой, с трудом домохозяйки. Поэтому и оценивается так дешево.

Недавно я был на "круглом столе" в Отрадненском образовательном округе Самарской области. Говорили о роли классного воспитателя. Среди семидесяти участников был лишь один мужчина - молодой учитель биологии Денис Денисов. Он сказал: "Пока не женился - о материальной стороне своей жизни всерьез не задумываюсь. Но придет день, когда этот вопрос и для меня встанет. Я знаю, что останусь в школе, я осознанно выбрал свой путь, но как жить буду - не представляю".

Нет ни одного человека в педагогической среде, который бы не знал Евгения Ямбурга и Ефима Рачевского, Шалву Амонашвили и Олега Парамонова, Александра Католикова и Александра Асмолова, Александра Тубельского и Владимира Караковского. Даже в самой дальней глубинке знают имена "учителей года" - пятерых словесников, двух технологов и двух музыкантов, преподавателей физики, математики, истории, иностранного языка. Но мы не знаем, кто они все вместе - эти тринадцать процентов мужчин, все еще работающих в школе. Не знаем, сколько им лет, какой у них педагогический стаж, какое образование, какие предметы они преподают. Нет таких данных. Гендерная статистика вообще дело новое для России. Хотя кое-какие данные все-таки можно найти. Например, говорят, что 20 процентов директоров учебных заведений общего образования - мужчины. Чем выше уровень органов управления образованием, тем больше мужчин занимает руководящее кресло. Среди руководителей региональных органов управления образованием две третьих мужчины. С девяносто первого года в России сменилось 6 министров образования, но эту должность ни разу не заняла женщина. Да и среди заместителей министра за все это время их было всего лишь две. Министерские старожилы рассказывают байку, что у одного из министров было 12 замов, но 11 направлений из 12 вела его заместитель - женщина.

Согласно данным проведенного несколько лет назад социологического исследования прогрессивных женщин-управленцев больше, чем мужчин. Так, среди самых независимых, инновационных администраторов, ориентированных на лучшие технологии управления образованием, 67 процентов - женщины. Различие между женщинами и мужчинами-консерваторами еще более значительно. Зависимых, консервативных, использующих отжившие модели управления мужчин на 18 процентов больше, чем женщин.

Школа по большому счету - это рутинная работа. Ежедневная, кропотливая и однообразная. Мужчины тяжелее свыкаются с однообразием. Они устают от него. Как сказал один из "учителей года", можно безумно любить Достоевского и Толстого, но из года в год двадцать пять лет подряд, пусть и другими словами, рассказывать одно и то же - устанешь. Мужчинам постоянно хочется перемен, новых сюжетов и поворотов в своей жизни. Они не такие терпеливые, как женщины. Но они считают, что великая честь и великое счастье - однажды написать кому-то из воспитанников, как Жуковский Пушкину: "Победителю-ученику - от побежденного учителя". Не каждый мужчина на такое способен. Только настоящий.

Однажды народный учитель России Эдуард Марголин из Пскова, где он уже почти пятьдесят лет преподает математику и физику, мудро заметил: "Школа без мужчины все равно что неполная семья. В ней может быть и достаток, и уют, и комфорт, и тепло, но всегда будет не хватать ощущения надежности, силы, крепости, сдержанности. Воспитание будущего мужчины без мужчины - немыслимое дело. Мужской пример для ребятишек ничем не заменишь".

... Кто же, в конце концов, остается в школе? Остается настоящий учитель. Неважно: мужчина он или женщина. Тот, кто рождается учителем. Тот, кто в школе не работает, а живет ею. Недаром среди педагогов так популярна притча о двух одноклассниках. Они встретились через много лет после окончания школы. Один - крутой менеджер, второй - учитель. Менеджер и спрашивает своего одноклассника: как он с его умом и знаниями может работать учителем? На что учитель отвечает: а я не работаю, я воспитываю. В школе остаются те, кто верит, что, как сказал Роберт Рождественский, "учитель - профессия дальнего действия, главная на Земле"; преподают те, кто входит в классы не как в клетку, а как в храм. Как бы хотелось, чтобы педагогов по призванию в российских школах было больше. Особенно мужчин.

Образование