08.05.2007 03:00
Экономика

Минфин удваивает цену VIP-обслуживания налогоплательщиков

Минфин удваивает цену VIP-обслуживания налогоплательщиков
Текст:  Ирина Колодина
Российская Бизнес-газета - : №0 (602)
Читать на сайте RG.RU

Минфин собирается удвоить показатели отнесения компаний к категории крупнейших налогоплательщиков. Об этом со ссылкой неназванный источник в министерстве сообщило информационное агентство Интерфакс-АФИ. Грядущее "удвоение" уже согласовано с ФНС, и в минфине его объясняют тем, что показатели компаний, достаточные для перевода в специнспекции, не менялись с 2001 года, когда было положено начало системе специализированных инспекций.

Решение повысить плату за вход в клуб крупнейших выглядит оправданным с точки зрения логики. Налоговые поступления за последние пять лет увеличились в три раза, а инфляция составила за этот же период 75 процентов. Так что сохранение критериев на прежнем уровне приводит к все большему неоправданному расширению круга крупнейших налогоплательщиков.

Напомним, что условиями отнесений к крупнейшим налогоплательщикам в России считаются показатели финансово-экономической деятельности компаний: выручка и активы свыше 10 миллиардов рублей, налоговые начисления свыше 1 миллиарда рублей. Для предприятий алкогольной отрасли, связи и транспорта и эти показатели ниже и составляют соответственно 300 миллионов и 50 миллионов рублей. Это касается крупнейших налогоплательщиков федерального уровня. Есть еще и крупнейшие налогоплательщики регионального уровня, к которым отнесены компании, имеющие объем налоговых начислений от 75 миллионов до 1 миллиарда рублей, а выручку и активы от 1 миллиарда до 10 миллиардов.

Предприятия, отвечающие названным критериям, находятся на особом счету и состоят на учете в специализированных инспекциях. Сейчас таких инспекций девять: по нефти, газу, алкоголю, табаку, электроэнергетике, металлургии, связи, транспорту и машиностроению, банкам и страховым компаниям. Предполагается создание еще одной инспекции, которая будет работать с предприятиями оборонно-промышленного комплекса.

Согласно данным на конец 2005 года, таких компаний на учете в межрегиональных налоговых инспекциях состояло более 500. Доля крупнейших плательщиков в общем объеме начислений по федеральным налогам и сборам составляет 77 процентов. В то же время крупнейшие налогоплательщики, состоящие на налоговом учете в межрегиональных инспекциях, обеспечили 46 процентов от начислений.

Разработка системы налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков предусматривалась федеральной целевой программой развития налоговых органов на период до 2004 года. А его правовая основа прописана в Налоговом кодексе, в соответствии с которым ФНС предоставлено право определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, что, соответственно, включает в себя и право определения места постановки на учет. Так, большая часть инспекций находится в Москве, а две "прописаны" в Санкт-Петербурге. Туда же предполагается отнести и новую инспекцию по предприятиям оборонки.

Использование статуса крупнейшего налогоплательщика стало общепринятым в мировой практике. Там к базовым критериям определения налогоплательщиков в качестве крупнейших относятся: годовой объем продаж/оборот; сумма годового дохода; стоимость активов; уровень импорта/экспорта; специфические показатели отраслевого характера; сумма налогов, уплаченных в прошлом. В той или иной комбинации эти критерии используются практически во всех развитых странах Европы, США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии.

Контрольная работа налоговых органов в отношении крупнейших налогоплательщиков имеет свои особенности. Традиционно принятые способы налоговых проверок дополняются методами сравнительного анализа близких по своим производственным и финансовым показателям организаций, входящих в разные финансово-промышленные группы. К обычному на практике налоговых органов изучению финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков добавляется анализ их основных производственных и технико-экономических показателей.

Однако постоянное расширение круга крупнейших налогоплательщиков привело к сокращению возможностей для тщательного контроля. "Сохранение критериев в нынешнем виде может привести к тому, что количество таких компаний станет исчисляться в тысячах, это не может не влиять на качество налогового администрирования", - считают в минфине. В связи с чем и готовится приказ об удвоении критериев отнесения к крупнейшим налогоплательщикам. Изменение статуса произойдет не сразу: компании, имеющие сегодня статус крупнейших, сохранят его еще на три года.

Налоги