"По принуждению" Центробанк отзывает лицензии кредитных организаций довольно регулярно, но такое явление, как "самоликвидация", в российской банковской сфере пока в новинку.
ЭПИН-банк, владельцы которого попросили ЦБ о добровольной ликвидации, получил лицензию на осуществление банковской деятельности в октябре 2003 года. Правда, в прошедшем году его активы уменьшились на 59 процентов - до 248 миллионов рублей при собственном капитале в 186 миллионов рублей. Однако, как сообщает ЦБ, имущества кредитной организации вполне достаточно для удовлетворения всех требований кредиторов. Кроме того, как отмечает Центробанк, ЭПИН-банк не допускал нарушений действующего законодательства.
Совсем по-другому обстоят дела у двух его московских коллег. Стройпромбанк, по сведениям ЦБ, был активно вовлечен в проведение сомнительных операций. Так, в апреле текущего года клиентами банка в адрес нерезидентов по сомнительным операциям было перечислено более 5 миллиардов рублей. И за этот же период из кассы банка трем юридическим лицам было выдано наличных на покупку ценных бумаг на сумму 14 миллиардов рублей, а также проведено валютообменных операций на сумму свыше 13 миллиардов рублей.
Лицензия у Финансово-кредитного банка отозвана в связи с неоднократным нарушением в течение одного года требований закона о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Так же банк допускал многочисленные нарушения порядка составления и представления сообщений в Росфинмониторинг по операциям, подлежащим обязательному контролю.
Из двух банков, лицензии которых отозваны принудительно, только Финансово-кредитный банк входил в систему страхования вкладов (ССВ). Однако по новому распоряжению Центробанка вкладчики банка, не состоящего в ССВ, тоже получат компенсации в полном объеме - в размере до 400 тысяч рублей.