15.05.2007 06:00
Власть

В Москву прилетела Кондолиза Райс

В Москве готовы к любому повороту на переговорах с Кондолизой Райс
Текст:  Владислав Воробьев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4363)
Читать на сайте RG.RU

В понедельник во второй половине дня в Москву прилетела госсекретарь США Кондолиза Райс. Улетит она ранним утром в среду. За неполные сорок часов в российско-американских отношениях может произойти многое. А может - ничего.

В американском госдепартаменте не скрывают, что главная цель визита Райс в Москву - личная встреча с президентом России. "Мы, разумеется, надеемся, что она сможет встретиться с президентом Путиным, - заявил за несколько дней до приезда Райс в российскую столицу официальный представитель госдепа Шон Маккормак. - В прошлом он щедро выделял время для встречи с ней". Нет оснований считать, что на этот раз Владимир Путин откажет госсекретарю в аудиенции. Другой вопрос, о чем собирается говорить с российским лидером главный американский дипломат? И что ей ответит Владимир Путин?

В качестве госсекретаря США Райс уже в седьмой раз приезжает в Москву. Однако очевидно, что это первый ее визит, накануне которого российская сторона предельно жестко и открыто заявила о своих претензиях к развитию российско-американских отношений. Сегодня Райс однозначно предстоят жесткие непубличные переговоры. И президент России Владимир Путин, и глава российского МИДа Сергей Лавров каждый на своем уровне за последние несколько месяцев неоднократно давали понять, что Россия больше не собирается делать вид, что многое в диалоге с Вашингтоном Москву устраивает.

В отличие от российской стороны, которая лишь недавно "удивила" Запад своей прямотой, американцы уже давно недовольны многим, что происходит в России. В Москве это уже давно никого не удивляет. Не впечатляет российских политиков и та внешнеполитическая "упрямость", с которой Вашингтон продолжает продавливать свою точку зрения, несмотря на все возрастающее количество контраргументов со стороны Москвы. "Мы попытались убедить русских, что появление на их границах новых демократий - будь то Грузия или Украина - не создает проблем. Что мы, разумеется, поддерживаем с этими странами хорошие и здоровые отношения и что это продолжится", - заявила Райс за три дня до прилета в Москву на слушаниях в подкомиссии по внешним операциям сенатского комитета по финансам. "Трудно уйти от вывода о том, что сверхзадача внешней политики администрации США - это консервация, запасание впрок единоличного лидерства в мировой политике", - в очередной раз вступил в публичную заочную полемику с госсекретарем Сергей Лавров.

Так все же, какое послание от Джорджа Буша Кондолиза Райс привезла Владимиру Путину? Возможно, речь идет лишь о попытке со стороны Вашингтона показать западным союзникам, что США очень хотели договориться с русскими по многим вопросам, но это в очередной раз не получилось из-за несговорчивости Москвы. "Ее (Райс. - Ред.) задача убедить нас, что ПРО не против России, что это не угрожает нашим национальным интересам, а реальная цель - продемонстрировать американскому конгрессу и западному общественному мнению, что администрация пытается с русскими договориться о создании совместных систем ПРО, а русские этому сопротивляются", - считает президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов.

Возможно, в Вашингтоне, внимательно проанализировав знаменитое мюнхенское выступление Владимира Путина и его последнее Обращение к Федеральному Собранию, пришли к выводу, что несколько перегнули палку. В США "возникло беспокойство - не слишком ли далеко Россия и США зашли в нынешнем противостоянии и противоречиях", - считает заведующий Центром международной безопасности Алексей Арбатов. Есть и третий вариант: не исключено, что во время предстоящей встречи Владимира Путина с Джорджем Бушем в Германии в рамках саммита "большой восьмерки" два президента все же постараются снять несколько наиболее острых проблем.

Речь, несомненно, идет о планах США по размещению элементов ПРО в Польше и Чехии, о желании России наложить мораторий на исполнение ДОВСЕ, а также о возможном признании независимости Косово. Очевидно, что малейшая уступка по одному из этих вопросов станет хорошим поводом для настаивания на ответном жесте по другой проблеме.

Внешняя политика США