15.05.2007 03:00
Экономика

Бюджет "грешит" недостаточной прозрачностью выделения средств на нацпроекты

Счетная палата и сенаторы посчитали, что трехлетний бюджет "грешит" недостаточной прозрачностью выделения средств на национальные проекты
Текст:  Елена Лашкина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4363)
Читать на сайте RG.RU

Вчера "детище" министерства финансов впервые было представлено Счетной палате. Председатель СП Сергей Степашин на коллегии ведомства отдал должное правительству, которое, по его мнению, проделало серьезную работу, но все же не удержался и заметил, что проект трехлетнего бюджета имеет ряд недостатков. Во-первых, главу СП удручает тот факт, что в 2008-2010 годах происходит снижение финансирования федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП) и федеральных целевых программ (ФЦП), что "представляется нецелесообразным". Во-вторых, главный финансовый документ страны по-прежнему грешит недостаточной прозрачностью выделения средств на национальные проекты. В-третьих, вопросы налогообложения коммерческих организаций при их активном вовлечении в решение социальных задач решены в недостаточной степени. Точно так же, как не решены вопросы изменения ставок акцизов для стимулирования потребления более качественных товаров.

Что же касается пополнения резервного фонда, то происходить это будет в основном за счет внутренних заимствований. А это, по мнению Степашина, приведет к росту внутреннего долга. В общем, немало, если учесть, что и у сенаторов, несмотря на положительную оценку трехлетнего бюджета, тоже есть ряд предложений об уточнении расчетов.

Парламентарии рекомендовали правительству определить сроки реализации ряда задач и объемы их финансирования по годам до обсуждения проекта в Госдуме, а также представить "точные направления расходования средств, и в первую очередь по приоритетным национальным проектам". Сенаторы фактически потребовали дать конкретные расчеты финансирования по каждому из нацпроектов и предварительные результаты их реализации, а также предоставить информацию о перспективах реализации проектов после 2009 года. Правда, перспективы их не очень-то порадовали, поскольку Кудрин был слишком откровенным и заметил, что федеральный бюджет, по сути, сейчас дает толчок развитию соответствующих отраслей, "а в дальнейшем регионы должны сами больше вкладывать в реализацию нацпроектов". "Нацпроекты не прекратятся, они будут продолжены. И если мы будем передавать эти обязательства, то с деньгами. Сокращения надбавок и выплат учителям и врачам не произойдет", - успокоил Кудрин сенаторов, отвечая на их опасения о том, что с передачей расходных обязательств по нацпроектам в регионы многие из них не смогут обеспечивать уже достигнутый уровень дополнительных выплат и надбавок учителям и медикам.

Но парламентарии не уни-мались и напомнили министру финансов и о своем, "больном", обратив внимание на "ре-гиональную составляющую". Методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов и их стимулирование на увеличение собственной доходной базы и преобразования на местах давно вызывает нарекания сенаторов, и они в очередной раз обратились к главному финансисту с просьбой усовершенствовать механизм. Но Кудрин легко собственную точку зрения не меняет, поэтому и напомнил представителям ре-гионов, что субъекты в прошлом году уже получили 850 миллиардов рублей дополнительных доходов. Получат их и в этом году. Но, правда, с особым цинизмом, нажимая на региональную гордость, министр вдруг заметил, что субъекты "не нуждаются в мелких подачках", в частности, в выделении средств на покупку лицензионных программных продуктов. По сути, это был ответ на предложение мининформсвязи о выделении 2,9 миллиарда рублей на закупку лицензионного программного обеспечения в 2008 году, которое находится на рассмотрении у первого вице-премьера правительства Дмитрия Медведева. Федеральный бюджет, убежден Кудрин, будет выделять средства регионам только на решение крупных проблем, которые не могут быть решены ими самостоятельно.

Министр финансов, выслушав не слишком лестные отзывы, все же всеми силами защищал трехлетний бюджет, называя его бюджетом диверсификации экономики. Он заражал оптимизмом и представителей СП, и сенаторов, замечая, что в ближайшие три года экономический рост составит не менее 6% и главное, что достигаться он будет в основном не за счет нефтегазовых отраслей. Парируя замечания Счетной палаты, Кудрин посоветовал не сравнивать объем средств, выделяемых на ФАИП и ФЦП, с предыдущими годами, поскольку меняются принципы планирования расходов. Но напомнил, что в трехлетнем бюджете заложен резерв расходов от 2,5 до 5%, который может быть потрачен на разработанные программы.

Перед представителями регионов Кудрин не стал кривить душой, говоря о росте цен, он признался, что заложником выполнения задачи удержания инфляции в 2007 году в запланированном коридоре может стать курс рубля. "Если цена на нефть окажется выше прогнозируемой (55 долларов за баррель) или приток капитала будет выше (30-40 миллиардов долларов), то есть риски для курса рубля", - заметил главный финансист. На самом деле прогноз укрепления курса рубля в 2007 году составляет 4%, речь идет о рисках дополнительного укрепления от 1 до 2%.

Несмотря на то, что правительство рассматривает возможность сохранения части надбавок северянам, переселяющимся в другие регионы, министр финансов убеждал СП и сенаторов в том, что дополнительные расходы не вызовут увеличения инфляции. Ровно так, как и стимулирование дополнительных пенсионных отчислений, на которые в ближайшие два года будет направляться 3-7 миллиардов рублей ежегодно. Он напомнил, на это будут направляться доходы от размещения фонда национального благосостояния, который будет создан на базе Стабфонда в 2008 году. Законопроект о порядке использования средств фонда на указанные цели уже готовится, и в нем будут определены те объемы, которые станут направляться на стимулирование добровольных отчислений. В соответствии с этим государство и примет на себя необходимые расходные обязательства, добавил Кудрин.

Главный финансист, конечно, не такой оптимист, как его коллега главный экономист Герман Греф, тем не менее он не теряет надежды на то, что каждый год будет отмечен в финансовой истории страны. К примеру, у 2008 года есть все шансы войти в историю с самым низким уровнем долга России - 8,5 процента ВВП. Это будет действительно исторический момент, ведь начиная с 2009-2010 годов, долг России снова будет расти. Страна успела позабыть печальный опыт и вновь перейдет к заимствованиям. Уже с 2009 года правительство будет наращивать объем госдолга для привлечения средств в российскую экономику, в том числе со стороны иностранных инвесторов.

Федеральный бюджет Минфин