15.05.2007 04:00
Экономика

Сенаторы одобрили поправки, касающиеся налогообложения малого бизнеса

Совет Федерации одобрил поправки в Налоговый кодекс, касающиеся налогообложения малого бизнеса
Текст:  Ирина Колодина
Российская Бизнес-газета - : №0 (603)
Читать на сайте RG.RU

Как сообщили в пресс-службе верхней палаты парламента, новый закон уточняет перечень документов, которые должны представляться налогоплательщиками, перешедшими со специального на общий режим налогообложения, для получения права на освобождение от НДС. Необходимость внесения изменений вызвана тем, что до сих пор не был определен список документов, которые должны представлять организации и индивидуальные предприниматели в этом случае. Напомним, что налогоплательщикам нужно подтверждение размера выручки от реализации продукции, что она за 3 месяца не превысила 2 миллиона рублей.

Но налогоплательщик, перешедший на уплату НДС с упрощенной системы налогообложения, освобожден от ведения бухгалтерского учета и от уплаты НДС. Соответственно у него нет документов, которые нужно представить для подтверждения права на освобождение от налога. Это может быть выписка из бухгалтерского баланса, выписка из книги продаж, выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур. Эта же сложность возникает и у индивидуальных предпринимателей.

Поправки решают эту проблему. Законопроект предлагает в качестве документа, подтверждающего право на освобождение от НДС, установить выписку из книги учета доходов и расходов, а этот документ в распоряжении малых предпринимателей имеется.

По единому сельхозналогу большинство изменений касается сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которые были отнесены к плательщикам ЕСХН, но не могли воспользоваться этим налоговым режимом. Сейчас, после уточнения понятия сельскохозяйственных потребительских кооперативов, им предоставлена возможность применять специальный налоговый режим.

Законом также уточняется механизм индексации предельного размера доходов организации, переходящей на упрощенную систему налогообложения. Поправки связаны с тем, что некоторые иностранные организации регистрируются на территории Российской Федерации по месту находящейся в их собственности недвижимости. Они не ведут предпринимательской деятельности в России и фигурируют лишь в качестве плательщиков налога на имущество организаций. При этом они подают заявления на переход на упрощенную систему налогообложения в целях минимизации налогообложения. Для разрешения ситуации внесена поправка, запрещающая применять упрощенную систему налогообложения иностранным организациям в этом случае.

Определяется также порядок утраты права на применение упрощенной системы налогообложения в случае участия налогоплательщика в договоре простого товарищества. Если налогоплательщик, применяющий объект налогообложения в виде доходов, стал в течение отчетного налогового периода участником договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом, то это основание для того, чтобы он считался утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения. Причем с начала того квартала, в котором допущено несоответствие этому требованию.

В качестве своеобразной льготы дается возможность налогоплательщику, применяющему спецрежим, уменьшать налоговую базу на целый ряд дополнительных расходов. Действующая редакция учитывает возможность включения расходов по хранению, обслуживанию и транспортировке только в связи с реализацией товаров. Поправка предусматривает, что такие расходы могут учитываться также в связи с приобретением товаров. Внесенные изменения также позволят налогоплательщикам учитывать в составе расходов затраты на все виды обязательного страхования.

По специальным налоговым режимам для малого бизнеса большинство изменений носят технический характер. Одна из поправок позволит исключать из состава доходов суммы возвращенных авансов и предоплат, учтенных в составе доходов в момент их получения. Изменения направлены на упрощение налогового учета и позволят в соответствии с кассовым методом включать в расходы указанные затраты после их фактической оплаты, а не по мере списания в производство сырья и материалов, что предполагает сложный налоговый учет.

Действующая редакция, в соответствии с которой учет расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, происходит по мере реализации товаров, противоречит кассовому методу. Реализацией товаров признается передача на возмездной основе (а в случаях, предусмотренных НК РФ, - на безвозмездной основе) права собственности на товары, а это означает, что реализация товаров и их оплата могут не совпадать во времени.

Другая поправка направлена на упрощение налогового учета и позволит в соответствии с кассовым методом включать в расходы указанные затраты после их фактической оплаты. Действующая редакция нормы, в соответствии с которой учет расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, ведется по мере реализации товаров, также противоречит кассовому методу.

Предлагаемые проектом федерального закона "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" изменения не приведут к сокращению поступлений налогов в бюджет. Закон будет подписан президентом в ближайшее время и вступит в действие с 1 января 2008 года, но не ранее чем по истечении 1 месяца со дня официального опубликования.

Малый бизнес Госуправление Налоги