По информации общественной организации инвалидов "Союз "Чернобыль" Республики Марий Эл", на сегодняшний день в регионе проживает около 1,5 тысячи "чернобыльцев". На самом деле к ним относят еще бывших работников Челябинского завода "Маяк" (предприятие производит ядерное топливо для боевых ракет. - Прим. авт.), ветеранов подразделений особого риска - испытателей ядерного оружия, а также граждан, эвакуированных из зараженных радиацией территорий. Закон объединил их в одну категорию, которая нуждается в постоянной социальной поддержке. Кроме различных льгот, на "чернобыльцев" распространяется право получения или улучшения жилищных условий за счет государства.
Из 1,5 тысячи марийских "чернобыльцев" 150 сегодня стоят в очереди в надежде улучшить жилищные условия. До прошлого года граждане, подвергшиеся радиационному облучению, получали денежные субсидии на недостающие до социальной нормы квадратные метры. Льготников такая форма устраивала. Тем не менее, в 2006 году Постановлением Правительства РФ № 153 денежные субсидии были заменены государственными жилищными сертификатами. Согласно новым правилам получатель сертификата обязан также сдать свое прежнее жилье. На первый взгляд все кажется логичным - отдаешь старую квартиру, приобретаешь новую. На самом деле средств, предусмотренных сертификатом, не хватает даже на полквартиры. Реальная стоимость одного квадратного метра в два, а то и в три раза выше стоимости, официально признанной государством. Один квадрат в Марий Эл, например, Минрегионразвития РФ оценило в 15 тысяч 250 рублей. Во втором квартале цифра подверглась корректировке и увеличилась до 17 тысяч. Впрочем, это мало что меняет, ведь на рынке жилья Йошкар-Олы за квадратный метр просят от 30 до 40 тысяч рублей.
Очередники пришли к выводу, что сертификат выгоден лишь тем, кто вообще не имеет собственной квартиры или дома, а таких в республике всего шесть-семь человек. Инвалиды из Йошкар-Олы утверждают: "Если мы согласимся взять сертификат и сдадим свою квартиру, то рискуем оказаться даже в худших условиях, нежели раньше". Инвалид третьей группы Сергей Скулкин отказался от жилищного сертификата во второй раз. Ликвидатором чернобыльской аварии он стал не по собственной воле, а по приказу. В 1986 году девятнадцатилетнего солдата-срочника в спешном порядке "командировали" из Литвы на Украину. Девятнадцать дней он работал на самом блоке - возил спецмасло для бетононасосных установок, из которых заливали опасный объект. Даже такой небольшой, казалось бы, срок пребывания на станции через несколько лет привел к страшным последствиям для здоровья.
Как ликвидатор чернобыльской аварии, Сергей Скулкин стоит в очереди на получение жилья уже с 1993 года. Инвалидом он считается с 1997 года, а по закону после выдачи соответствующего заключения ему должны были дать квартиру в течение трех месяцев. Прошло уже десять лет.
В настоящее время Сергей вместе с женой, матерью и шестнадцатилетней дочкой проживают в двухкомнатной "гостинке" площадью 23,5 квадратных метра. По закону ему полагается квартира в 72 квадратных метра - типовая "трешка". Сейчас его "гостинка" стоит не менее 1 миллиона рублей. Жилищный сертификат, который семье Скулкиных предлагали недавно, был обеспечен всего на 1 миллион 40 тысяч рублей…
В этом году на улучшение жилищных условий жителей Марий Эл, подвергшихся воздействию радиации, федеральный центр выделил аж 21 миллион рублей - такого еще не было! Сумма обеспечивает 23 жилищных сертификата. Но желающих получить такой документ оказалось не много. 12 человек вообще отказались от сертификата, пожелав при этом сохранить свою очередность. На что они рассчитывают? По словам председателя правления общественной организации инвалидов "Союз "Чернобыль" Республики Марий Эл" Рудольфа Костромитинова, люди надеются, что правительство пересмотрит постановление и примет решение выделять средства на недостающее до социальной нормы жилье.
- В прошлом году нас по недомыслию приравняли к северянам и военнослужащим, - говорит Рудольф Костромитинов. - Можно объяснить, почему они сдают государству свое жилье: военные переезжают из одного гарнизона в другой, северяне, отработав в сложных условиях, возвращаются на "большую землю". Но мы-то здесь живем постоянно! Мы неоднократно обращались в Министерство строительства России. Есть много предложений, как изменить ситуацию к лучшему. Считаем, что людям следует выдавать "живые" деньги на недостающее жилье. Но нам не пошли навстречу. В Москве опасаются нецелевого использования средств, хотя ведь получателя средств мы в любом случае исключаем из списка нуждающихся. А как гражданин распорядился деньгами - это уже его дело.
Прошлогоднее постановление не приняли жены и дети уже умерших "чернобыльцев", которые стояли в очереди, но так и не успели получить квартиру. Раньше за семьями, потерявшими кормильца, сохранялась очередность. 153-е Постановление вообще исключило эту категорию из числа претендентов на получение жилья. К слову, на ликвидацию чернобыльской аварии из Марий Эл было направлено около тысячи специалистов. Из них на сегодняшний день умерло уже 276 человек.
Ситуация с жилищными сертификатами - проблема далеко не единственная. Сложности возникают, например, при исполнении судебных решений по компенсационным выплатам. Как известно, индексация по ним не проводилась с 1997 по 2004 год, и "чернобыльцы" вынуждены были обращаться в суд. Так, в России из 45 тысяч инвалидов через суды прошли более 30 тысяч человек. В Марий Эл - 175 из 387 получателей этих выплат. Судьи до сих пор выносят решения в пользу истцов, тем не менее задолженность практически не погашается. В результате на 1 марта текущего года долг по судебным решениям, вступившим в законную силу, составил 3 миллиарда рублей по России и 10 миллионов по Республике Марий Эл.
Между тем
Есть еще проблемы обеспечения льготными лекарствами, санаторно-курортным лечением и медицинской помощью. Об этом говорилось и на митинге, который провели "чернобыльцы". Было принято обращение к российскому правительству, Федеральному Собранию РФ и правительству Марий Эл, в котором собравшиеся предложили, в частности, принять региональную программу, решающую проблему разницы между рыночной стоимостью квадратного метра жилья и стоимостью, предусмотренной по сертификату. Местная власть, скорее всего, сошлется на отсутствие средств, к тому же "чернобыльцы" - федеральные, а не региональные льготники.