Манифестанты под огромным двухкилометровым стягом Турецкой Республики скандировали лозунги: "Турция есть и будет светской! Нет шариату!".
Острый политический кризис, возникший в связи с выборами президента республики, казалось, достиг своего апогея. Все светские силы турецкого общества - крупный и средний бизнес, офицерство, техническая и творческая интеллигенция, преподавательский состав, юридический корпус, средние слои, студенчество - выступили в защиту принципов, заложенных в основу нынешней турецкой государственности основателем республики Мустафой Кемалем Ататюрком. И прежде всего принципа лаицизма и секуляризма, то есть отделения религии от государства и строительства в стране правового светского гражданского общества.
Столь массовые протесты вызвали планы правящей Партии справедливости и развития (ПСР), которая не скрывает своей исламской ориентации, наряду с постом премьер-министра взять под свой контроль и пост президента республики. Многие считают, что этот шаг повлечет за собой дальнейшую ползучую исламизацию Турции.
Светская оппозиция, как праволиберальная, так и левоцентристская, объединила свои ряды и не позволила в ходе голосования в парламенте избрать президентом кандидата ПСР вице-премьера и министра иностранных дел Абдуллаха Гюля. Оппозиция бойкотировала выборы и не допустила требуемого кворума в две трети депутатов.
Для поиска решения из создавшейся тупиковой ситуации премьер Тайип Эрдоган назначил на 22 июля внеочередные парламентские выборы. Одновременно правящая партия подготовила поправки к конституции, которые заменяют выборы президента в парламенте на семилетний срок его общенациональным избранием на пять лет. Эти поправки ПСР удалось принять благодаря тому, что ее поддержали депутаты от праволиберальных партий Верного пути и Отечества.
Однако нынешний президент, стойкий сторонник светского государства Ахмет Недждет Сезер, уже заявил, что наложит на эти поправки вето: конституция дает ему такое право. Как пояснил "РГ" международный редактор турецкой газеты "Миллиет" Кадри Гюрсель, президент вправе это сделать в 15-дневный срок после одобрения поправок в парламенте. И почти наверняка так и поступит в последний день отведенного ему на это решение срока.
Правда, ПСР угрожает вновь проголосовать по этому вопросу и вновь направить поправки на утверждение президента. В таком случае у того будет три альтернативы - снова отклонить эти предложения, обратиться в Конституционный суд, или же вынести вопрос на референдум. Процедура эта может затянуться на месяцы. Так что все решится на предстоящих парламентских выборах.
Подготовка к ним фактически началась. Правящая партия, имея неплохой послужной список в виде достойных темпов экономического роста, надеется не только заручиться на них простым большинством, но и завоевать две трети мест в парламенте, то есть квалифицированное большинство за счет электората в сельских районах и мелких городах, где сильно влияние ислама. Это позволит ПСР проводить любую политику и вносить любые изменения в конституцию. При этом руководство партии постоянно дает понять: под сомнение наследие Ататюрка и светский характер государства не ставятся. И клянется в верности универсальным принципам демократии.
Тем не менее светские силы общества принимают угрозу исламизации всерьез. Для того чтобы противостоять ПСР, преодолеть 10-процентный барьер и попасть в парламент, праволиберальные партии Верного пути и Отечества решили объединиться.
По мнению Кадри Гюрселя, надеждам правящей партии вряд ли суждено сбыться. Турецкий электорат все-таки предпочтет не провоцировать военных на государственный переворот во имя защиты наследия Ататюрка. А генеральный штаб уже недвусмысленно намекал на такую возможность в случае концентрации всей полноты политической власти в руках исламистов. Кроме того, ситуация, при которой премьер и президент Турции будут иметь общие исламистские взгляды, вовсе не радует Евросоюз, с которым нынешнее правительство ведет переговоры о вступлении Анкары в Европейское сообщество.
Избиратели, скорее всего, поддержат курс на компромисс, на мирное разрешение кризиса. И не дадут ПСР возможности иметь конституционное большинство в парламенте.
Между тем
По прогнозу турецких экспертов, эта партия может даже немного потерять голосов по сравнению с предыдущими выборами. Это означает, что ПСР будет вынуждена создавать коалицию с другими партиями, которые будут представлены в парламенте. И нависшая над страной угроза исламизации будет по крайней мере временно ликвидирована.