На экраны выходит третья часть анимационной сенсации - фильма "Шрек" про зеленого урода, любви к которому все возрасты оказались покорны. Эта сказка-пародия взяла зрителей талантом и остроумием ее авторов. Однако уже к третьей части в ее команде произошла смена караула: режиссер Эндрю Адамсон занялся другим проектом, и его сменил на этом посту сценарист Крис Миллер.
Крис Миллер | Эндрю снимает "Принца Каспийского", но он остался с нами в качестве исполнительного продюсера. Само его присутствие всегда очень помогает.
Российская газета | Вы способны разговаривать голосами сразу всех персонажей своего фильма и часто были партнером озвучивавших его звезд. Говорят даже, что вы в одиночку могли бы сыграть всех героев, - так?
Миллер | Ну, такой фильм вряд ли мог бы кого-то развлечь. Хотя, конечно, в этом есть какой-то психоз - словно ты сидишь в комнате и беседуешь с героями картины. Мы с ними очень сблизились, надо сказать.
РГ | Как вам работалось с Майком Майерсом, озвучившим Шрека?
Миллер | Когда Майк играет Шрека - я, к сожалению, играю его Фиону. К сожалению, потому что, когда я пытаюсь ее изобразить, ему бывает очень трудно не прыснуть. Особенно когда я сообщил ему, что жду ребенка. Это было вынужденное партнерство: мы ведь актеров записывали по отдельности, потому что не было возможности собрать всех этих звезд вместе. И хотелось бы, но нельзя: у всех очень напряженные графики. Даже двух актеров собрать в одной студии было трудно, и всегда приходилось за кого-то подавать реплики. Это, правда, помогало мне как режиссеру искать ключик к характерам. Но одно только озвучание фильма заняло два с половиной года, если не больше.
РГ | А вся работа над "Шреком Третьим"?
Миллер | Я закончил сценарий третьей части летом 2003 года, за девять месяцев перед выпуском на экран "Шрека-2". А стартовали с этим проектом в начале 2004-го.
РГ | Это, наверное, значит, что пока "Шрек Третий" готовится к премьере, уже запущена и четвертая часть?
Миллер | По крайней мере уже разрабатывают сюжет. Еще рано говорить, но в общих чертах уже ясно, о чем это будет.
РГ | Первого "Шрека" публика приняла с огромным энтузиазмом, и от дальнейших серий все ждали очень многого. Это затруднило вашу работу?
Миллер | Труднее всего было как раз с первым фильмом: мы еще только искали характеры героев и придумывали всю эту историю. А теперь труднее всего было продолжить ее так, чтобы она была по-прежнему интересной. Мы даже не очень заботились о том, чтобы была комедия, потому что напридумывали тысячу персонажей, с каждым надо совладать! И, конечно, все труднее делать так, чтобы каждый из героев, которых все полюбили, получил возможность внести в историю Шрека какой-то новый вклад. В этом смысле первый фильм нам дался действительно легче: там не было такой армии персонажей.
РГ | В "Шреках" вы пародируете множество известных сказок. А тут стоит только начать - вам приходилось себя как-то ограничивать?
Миллер | Конечно, с популярными персонажами очень интересно играть, их перелопачивать, превращать их во что-то совсем другое. Это легче легкого - импровизировать на чужие темы, но приходилось себя осекать, потому что мы все-таки делали историю о Шреке. Он персонаж смешной сам по себе, но у него есть и своя эмоциональная жизнь.
РГ | Как вы думаете, почему все так полюбили этого зеленого урода?
Миллер | Он типичный изгой и аутсайдер, но очень храбрый и самоуверенный. И честный по отношению к себе. Такой способен вырулить из любой ситуации. Но в нем много уязвимых сторон, которым зрители могут сочувствовать, потому что сами таковы.
РГ | Говорят, что в США уже планируется телевизионный двойник "Шрека".
Миллер | Это такое специальное шоу, которое выйдет к Рождеству, но я к нему не имею отношения. Правда, кое-что из снятого уже видел - по-моему, замечательно.
РГ | Озвучить роль Арти в "Шреке Третьем" был приглашен поп-идол Джастин Тимберлэйк. Почему именно он?
Миллер | Его предложил продюсер фильма Джеффри Каценберг еще три года назад, когда Джастин и не помышлял об актерской карьере. Я его знал как певца и автора песен, так что идея Каценберга меня смутила. Но Джеффри показал запись телешоу "Пятничным вечером, живьем", и там Джастин был великолепен, на что мы немедленно купились. В его голосе что-то было. В результате идея собрать в одной компании шотландца Шрека, испанского Кота и этого парнишку из Теннесси нам очень понравилась.
РГ | Фильмы о Шреке стали сенсацией, их даже показывали в конкурсе Каннского фестиваля. Что принципиально нового они внесли в мир анимации?
Миллер | Во-первых, это был технологический рывок. Во-вторых, обычно людей привлекают красивые персонажи, а тут все полюбили урода. Мы делали такой фильм, на который сами хотели бы пойти, который понравился бы нам самим. Что, я думаю, первое и главное условие любого творчества. Эта картина нас самих вернула в детство и поэтому должна была понравиться детям.
РГ | Кому принадлежит идея использовать в сцене с Белоснежкой песню группы Led Zeppelin The Immigrant Song?
Миллер | Это тот случай, когда сначала была песня, а от нее возникла и сцена. Мне давно хотелось где-нибудь использовать The Immigrant Song, но это было не так-то просто. Я понятия не имел, сколько это будет стоить, боялся даже спрашивать об этом.
РГ | Кстати, об авторских правах: а вам приходилось запрашивать разрешение на использование известных сказочных персонажей - Белоснежки, Трех Поросят и других?
Миллер | Законы об этих правах - очень странная область, которую я никогда не мог понять до конца. По-моему, каждый вправе сделать кино про Белоснежку: это совершенно фольклорная героиня, и вопрос только в том, какой она окажется, в чем одета, на что похожа. В нашем фильме, например, она с татуировкой на плече.
РГ | У вас с авторами конкурирующих анимационных картин типа "Делай ноги" сложилось что-то вроде дружеского соперничества?
Миллер | Мне очень нравится этот фильм. И это счастливое соперничество. Я хорошо знаю ребят со студии "Пиксар", еще в школу ходил со многими вместе. Люблю их фильмы и рад их успеху.
РГ | Но рынок анимационных картин становится тесным - разве не так?
Миллер | Пожалуй. Хотя места пока всем хватает.
РГ | Четвертый фильм о Шреке будете снимать тоже вы?
Миллер | Возможно. Но после такого марафона с третьей серией мне нужно сначала немного отдохнуть.