17.05.2007 00:20
Экономика

Костромкие депутаты решают земельный вопрос

Чтобы сохранить сельхозугодья, потребовалось уточнить областной закон
Текст:  Антон Шатурский (Кострома)
Российская газета - Верхняя Волга: №0 (4365)
Читать на сайте RG.RU

Массовые поправки в областной закон "Об обороте земель сельхозназначения" пошли еще год назад, после старта реформы местного самоуправления. Сначала муниципальные районы получили преимущественное перед субъектом РФ право при приобретении земельных участков. Эта мера, надеялись авторы поправки, должна была помочь муниципалитетам создать собственные фонды земель. Ведь именно земельный налог и аренда являются основой местных бюджетов. Земли можно было приобретать за 10 процентов кадастровой стоимости, то есть в среднем по 1000 рублей за один гектар. Но на практике к кардинальному изменению ситуации это не привело. Из 303 муниципальных образований Костромской области 288 – дотационные, некоторые – на 90 процентов, и изыскать средства на создание сколько-нибудь существенного фонда земель здесь просто не смогли.

А вот у новых русских латифундистов, прежде всего иногородних, сложностей с поиском финансов на скупку наделов не возникло. По оценкам экспертов, на сегодняшний день в частные руки перешло свыше 60 тысяч гектаров – примерно 6,5 процента площади областных земель сельхозназначения. При этом нет гарантии, что новые собственники не выведут в будущем пахотные и пастбищные земли из сельхоз­оборота, хотя закон это пока запрещает. Сегодня почти половина земельных наделов края пустует. Но так будет не всегда, уверены областные депутаты-аграрии.

Разрешение купли-продажи земли испортило до сих пор мирные отношения между пайщиками и руководством сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК). Владельцы земельных паев – в среднем у одного пайщика 8 – 10 гектаров – сейчас не хотят заключать договоры аренды с хозяйствами. По существовавшей до сих пор норме права минимальный срок аренды составлял два периода севооборота. При семипольной системе земледелия это 15 лет. Крестьяне в ожидании выгодных предложений от скупщиков стали выводить свои участки из экономических отношений с СПК, а тем самым – и из севооборота. Если же хозяйства начинали возделывать пашню без договора, пайщики пеняли председателям сельхозпредприятий: "На каком основании ты пашешь мою землю?". Хотя сказать о конкретном гектаре или даже сотке "мое" сегодня не может себе позволить даже каждый десятый крестьянин, поскольку доля условная, конкретные земельные участки не отведены.
Предполагается, что в общей массе пастбищ и пашни каждому сельскому труженику принадлежит столько-то гектаров, но межевания до сих пор никто не проводил. Бывшие колхозы не могут себе позволить скупать у пайщиков их участки ни сразу (нет денег), ни постепенно (не проведено межевание). А состоятельные земельные магнаты, как правило, межеванием себя даже не утруждают. Приезжают со своим нотариусом и скупают земли сразу у всех пайщиков СПК. Те расстаются с наделами даже охотно. Тысяча рублей за гектар земли – по сельским меркам  деньги огромные. Крестьяне говорят: на средства, вырученные от продажи своего пая, можно жить почти год.

– Если земля останется сыновьям – хлопот с ней не оберутся. Так что продаю, не жалея, – говорит житель деревни Сокирино Сусанинского района Степан Акимов.

Создать более-менее равные условия для латифундистов и сельхозпредприятий и призваны новые изменения в областном законе "Об обороте земель сельхозназначения". Самое главное новшество – сокращение минимального срока аренды с 15 лет до 11 месяцев – для пашни и до полугода – для пастбищ.

– Во-первых, краткосрочная аренда не пугает владельцев паев, они вновь станут заключать договоры с СПК, будучи уверенными в том, что при случае продадут участок через год. Во-вторых, и, наверное, это самое главное, аренда земли на срок 11 месяцев не требует регистрации в областном Регистрационном центре, достаточно подписей сторон и печати хозяйства, – поясняет председатель комитета по аграрной политике Костромской областной думы Александр Лазутин. – А, значит, процедура вовлечения земель в экономическую деятельность упрощается в разы, ускоряется и удешевляется, что в условиях хронической нехватки денег на селе очень важно.

Справка "РГ"

По пути сокращения минимальных сроков земельной аренды уже пошло большинство регионов страны. Сегодня в Росси самый большой минимум аренды земли сельхозназначения – 5 лет. Радикальнее всего поступили в Татарстане, уменьшив этот срок до 11 месяцев. Костромские парламентарии взяли на вооружение этот опыт.

Земля Госуправление Кострома Центральная Россия