18.05.2007 00:10
Культура

Открылась ярмарка современного искусства "Арт-Москва"

Открылась ярмарка современного искусства "Арт-Москва"
Текст:  Михаил Боде
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4367)
Читать на сайте RG.RU

"Арт-Москве", разумеется, по-прежнему далеко до левиафанов рынка "Арт-Базеля", "Арт-Кельна" и мадридской "Арко". Однако она споро набирает в размерах и как ребенок, отмечающий на дверном косяке прибавление в росте, ежегодно приводит в своих пресс-релизах диаграмму: вот еще чуть-чуть и догоним "Арт-Вену" или берлинский "Арт-Форум". Да, вероятно, и догонит. В отличие от Антикварного салона другого коммерческого детища компании "Экспо-парк" "Арт-Москва" более мобильна. Она не варится в собственном соку, то есть не замыкается в рамках местного рынка, а зазывает к себе галеристов из ближнего и дальнего зарубежья, с которыми заводит партнерские отношения. Поэтому и растет, поэтому с полным основанием именуется международной. Если в прошлом году "Арт-Москва" принимала делегацию галерей из области Северного Рейна-Вестфалии, то в этот раз пригласила гостей из Италии, Франции, Скандинавии и представительное художественное посольство с Украины с галереями "Киев Файн Арт", "Цех", "Березницкий" и "Ателье Карась".

"Арт-Москва" принципиально делает ставку на самое что ни на есть актуальное, можно сказать, только что сделанное искусство. Образно говоря, на ней торгуют молодым вином. Бывает, что оно еще не добродило, но в любом случае оно ударяет в голову. То есть бросается в глаза, удивляя, немного озадачивая, случается, что шокируя и изрядно забавляя потенциального покупателя. Если повезет, то такие вещи потом попадут в частные коллекции, где будут дозревать, дегустируясь на выставках кураторами и критиками, которые снабдят их нужными этикетками. И возможно, когда-нибудь они заслужат название "марочные". О том, что такая перспектива существует, напоминает аванзал "Арт-Москвы", в котором представлена коллекция Александра Смузикова с почти уже музейными работами Юрия Авакумова, Гриши Брускина, дуэта Дубосарского & Виноградова, Валерия Кошлякова и Сергея Волкова.

Впрочем, коллекция Смузикова, крепленая постсоветской иронией, уже вчерашний день современного искусства. Сегодня требуется иное. Какое? Можно повторить вслед за родоначальником поп-арта Ричардом Гамильтоном: "Это - общедоступное, преходящее, потребительское, дешевое, массовое, молодое, остроумное, сексуальное, обманчивое, блестящее, что составляет суть бизнеса". Этой сентенции и следует основной корпус "Арт-Москвы", на которой можно увидеть бронзовых микки-маусов, занимающихся Камасутрой (галерея Гельмана), гламурных девиц, напоказ упражняющихся в йоге ("Файн Арт"), советских киногероев и кинодив, усыпанных, словно сахаром, дешевой бижутерией (галерея Полины Лобачевской). Это отвечает запросам одной части публики. Другая предпочитает технологичное, так сказать, инженерное искусство, подходящее для интерьеров в стиле хай-тек. На этом специализируется "Крокин-галерея", демонстрирующая люминесцентную инсталляцию Кузьмина & Молитор и самораздвигающуюся конструкцию Кирилла Александрова. Забавой и техникой (словно в одном флаконе) набиты "марсианские" подушки с видеопроекциями ныне модного Тони Оурслера, на которых корчатся забавные рожицы. Их можно увидеть и в московской галерее Гарри Татинцяна, и в финской "Форсблом". И это наглядное свидетельство того, что рынок современного искусства глобализирован.

Актуальное искусство