По его словам, места лишения свободы перешли на режим мирного времени: то есть общий и строгий режим. Арестантов теперь без помех посещают правозащитники и родственники. А осенью в Грозном появится, как планируется, новый следственный изолятор, где заключенные смогут сидеть почти в европейских условиях. На строительной площадке побывал корреспондент "РГ".
Первое, что возвели при строительстве: высокий забор, а по углам поставили металлические шкафы, в которых могут прятаться стрелки. Это для того, чтобы отбивать нападение извне. Специально для автоматов в шкафах сделаны амбразуры.
- В других регионах России таких шкафов не найдешь, - пояснили сопровождавшие спецназовцы, - покажите хоть один изолятор, на который могут напасть снаружи?
Впрочем, сейчас тюремщики уверены, что шкафы не понадобятся: теперь они - как напоминание о прошлом. Многое изменилось с начала строительства, и нынче возле изолятора - в неохраняемой зоне - спокойно живут охранники вместе с семьями. По бетонным дорожкам гуляют дети. А генерал Ирисханов показал, как он намерен обустроить быт арестантов в Чечне. Новый европейский корпус - это четырехэтажное здание из красного кирпича. Внутри уже вовсю идут отделочные работы.
- В камерах будут сидеть по четыре человека, - говорит Али Ирисханов. - Вот строятся прогулочные дворики. Посмотрите, отдельный дворик - для несовершеннолетних. Здесь поставим теннисный стол, повесим баскетбольное кольцо. А вот такие будут камеры: просторные и светлые. Мы надеемся, что по условиям это будет лучший изолятор в России.
Во дворе нового изолятора в загоне пасутся бычки. Рядом вяло прогуливаются две сонные дворняги. "Сторожевые?" - улыбаемся мы. "Нет, - отвечает охранник, - просто собаки". Служебные собаки сидят рядом в клетках и бурно возмущаются присутствием посторонних.
В этом году на строительство изолятора европейского класса было выделено 132 миллиона рублей. А старый расположен по соседству - через забор. Это небольшой двухэтажный корпус. Он построен в годы Великой Отечественной, но еще послужит: после ввода нового изолятора здесь будут пересыльные камеры.
Как ни парадоксально прозвучит, но строительство новых тюрем - верный признак перехода к новой жизни. Теперь места не столь отдаленные Чечни работают по закону мирного времени, и потому жители республики, отбывающие срок в других регионах, начали постепенно проситься домой, в смысле - в родные тюрьмы.
- За последнее время из других регионов в наши учреждения были переведены около ста человек, - сообщил Али Ирисханов. - Мы будем развивать и программы социальной адаптации, чтобы человек, отбыв наказание, вернулся в общество нормальным гражданином.
Около половины сидельцев следственного изолятора проходят по тяжким и особо тяжким статьям. Но, как говорят в тюремном ведомстве, в последнее время число таких "тяжеловесов" уменьшается, и все больше арестантов попадает за бытовые преступления или обычную уголовщину вроде кражи. То есть и уголовно-процессуальная жизнь возвращается к ритму мирного времени.