18.05.2007 02:00
Общество

Екатерина Васильева: быть матерью священника - это благодать

Актриса о себе, о сыне и о новой роли в фильме "Лера"
Текст:  Оксана Нараленкова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4366)
Читать на сайте RG.RU

Корреспондент "РГ" побывала на съемках сцены знакомства родителей главной героини - Леры с ее будущим мужем. На съемочной площадке в пятикомнатной квартире дома 2 по улице Серафимовича (знаменитого Дома на Набережной) собрались Юля Тельпухова (Лера), Сергей Жарков (жених Леры), Дарья Михайлова (мама), Дмитрий Харатьян (папа) и Екатерина Васильева (бабушка). В зале накрыт стол, потому что смотрины жениха по русскому обычаю устраивают за трапезой, с водкой и коньяком. Решение Леры выйти замуж для родителей оказалось неожиданностью, правда, "пить горькую" по большей части приходится герою Дмитрия Харатьяна, мама ограничивается демонстративным выходом из комнаты, а бабушка и вовсе считает, что "вот поженятся молодые, тогда и познакомятся" и "лучше парень пусть сразу ответственность за семью несет".

В перерыве между съемками Екатерина Васильева уединяется в одной из комнат. Говорит, что хочется отдохнуть от людей и суеты. Но на интервью "РГ" соглашается. Когда я сажусь напротив Васильевой, актриса крестится, а потом осеняет знамением и диктофон. Говорит медленно и устало.

Российская газета: Екатерина Сергеевна, вы ведь в последнее время почти не снимаетесь. Почему согласились на роль в фильме "Лера"?

Екатерина Васильева: Ответ однозначный - потому что фильм снимает моя близкая подруга, дорогой мне человек, и это первая ее работа в качестве режиссера кино. Как я могла не помочь, если она попросила?

РГ: А много ролей сейчас предлагают, или режиссеры уже боятся, зная, что вы ответите отказом?

Васильева: Не могу сказать, что меня раздирают на части. Годы мои уже какие! Ролей для бабушек не так много, да и у каждого режиссера свои любимые артисты. При выборе ролей у меня есть главный критерий - нравственное содержание драматургической основы. Я смотрю, может ли картина принести пользу зрителям, может ли она быть назидательной. Просто рассказывать о душевных переживаниях, на мой взгляд, мало. Мы все сейчас как на войне, и искусство - на передовой этого фронта.

РГ: Помимо Татьяны Догилевой, у вас есть "близкий круг" режиссеров, которым вы доверяете и предложения от которых вас интересуют в первую очередь?

Васильева: Что толку им доверять, если они предложат совершенно неприемлемый сценарий? Нужно же смотреть, какие мне слова дают, о чем речь идет, и тут уж никаких поблажек никому не будет! Я сейчас совсем мало снимаюсь. За последнее время снялась в сериале по рассказам Виктории Токаревой "Больше, чем любовь". Тут само название говорит за себя: речь в сериале про то, что долг важнее, чем любовь, а эго человеческое ставится на второе место. Снималась в совсем крошечном эпизоде в фильме "Отец", премьера которого сейчас проходит. Фильм о войне, а для меня - это святое. Я всегда соглашаюсь сниматься в кино о войне, только материал должен быть хороший, без всякого "пересмотра истории". Сейчас я начинаю сниматься в 15-серийном фильме "Я вернусь". Тоже про войну. Читая сценарий фильма, написанный Натальей Назаровой, я плакала.

РГ: Раньше в интервью вы часто говорили, что кино, несмотря на все сыгранные и любимые зрителями роли, занимает в вашей жизни гораздо меньше места, чем театр.

Васильева: Кино, честно скажу, меня волнует гораздо меньше и сейчас. Кино я не люблю и снимаюсь из-за денег, чего никогда и не скрывала. Главное, чтобы и материал был достоин, тогда за него и деньги можно получать. А нет - так нет. Основная моя работа, уж если я берусь за актерство, остается в театре. Сейчас играю в антрепризном спектакле "Сестры".

Я попросила своего давнишнего друга Владимира Урсуляка потрудиться и написать пьесу по дневникам Анны Григорьевны Сниткиной, жены Достоевского. Пьеса получилась замечательная. Основа сценария - дневники плюс вкрапления некоторых произведений Достоевского. Я играю и Настасью Филипповну, и Пульхерию Александровну, мать Раскольникова, и бабушку из "Игрока" - получается серьезный и сильный замес. Это проповедь христианской беззаветной и жертвенной любви, образцом которой являлась Анна Григорьевна, мною очень любимая.

РГ: В воспоминаниях режиссера Сергея Соловьева я прочла такую фразу: "Катя всегда была человеком невероятной внутренней свободы". Что значит внутренняя свобода для вас сейчас?

Васильева: Я не знаю, почему он так сказал. Думаю, что он все-таки внешнюю свободу принимал за внутреннюю. Сейчас, подходя к концу своей жизни, я понимаю, что человек свободный - это только верующий человек. Свобода - это результат того, что человек становится независимым от светских привычек и условностей. Человек свободен в Боге и во Христе. (С улыбкой.) Это очень просто, а прийти к этому очень сложно. Свободный человек старается отказаться от тщеславия, от мирской славы. Это невероятно трудно, но именно к такой свободе я стремлюсь. Не думаю, что я в молодости ей обладала. Напротив, я была антиподом всех добродетелей и внешне распущенной, что Соловьев, по молодости, принимал за свободу.

РГ: В публичных выступлениях вы говорите как о главной награде в жизни о том, что вы - мать священника. Но ваш сын тоже прошел через стремление к актерской профессии. Как думаете, для ваших внуков путь в актерство закрыт?

Васильева: Это исключено и решено не мною, а тем, что внуки воспитываются совершенно в иной традиции. Не далее как позавчера, ко мне домой приезжала киногруппа, которая просила дать им снять в главной роли мою внучку. (У Васильевой четыре внука. - Прим. авт.) Мне это просто смешно и это даже не обсуждается. Знаете, многие люди раньше, когда Россия была страной верующей, отвечали на вопрос: "Кто вы?" - "Я - православный христианин". Это суть человека и сверхценность. Если брать по такому счету, то на вопрос "Кто я такая?", я отвечу - "Мать священника". (Улыбается.) Это в моем биографическом ряду - вершина, и не моя заслуга, а дарованная Господом благодать.

Ко мне многие в храме после службы подходят и со слезами на глазах говорят: "Спасибо вам за сына". У нас даже есть такая семейная шутка: я говорю, что когда я умру, вы мне на памятнике напишите не имя и не фамилию, а такую эпитафию: "Спасибо вам за сына!" Я была бы рада, уже не в шутку, а всерьез, если б действительно забыли мою фамилию и чем я занималась, а помнили, что я была матерью священника. Вот, опять не могу не похвалиться, хотя, не должна.

"Фастфуд" от кино

По словам режиссера, история получается сугубо мелодраматическая. Татьяна Догилева рассказала "РГ", что за съемки кино в качестве режиссера она решила взяться "по глупости и чрезмерной эмоциональности".

- Мне дали сценарий, и я его прочитала как актриса. Увидела хорошие роли и то, как здорово эту историю можно сыграть. Мне предложили ее и срежиссировать. Когда я стала разбирать сцены, пыталась понять, как их снимать, включила свои "неактерские" мозги, которых у меня не так много, потому что они-то у меня в основном как раз актерские, оказалось, что у меня очень много проблем. К примеру, мы снимали ключевую сцену свадьбы, а через неделю выяснилось, что мне не хватило крупных планов. Хотя я у всех в съемочной группе спрашивала, все ли я сняла! Честно вам признаюсь, мы делаем "фастфуд" от кино, времени у нас крайне мало, всего 12 съемочных дней.

Досье "рг"

Екатерина Васильева родилась 15 августа 1945 года в Москве, в семье известного поэта-песенника и пародиста Сергея Васильева, который был родом из Кургана, из богатой купеческой семьи. По матери Васильева происходит из известного рода педагога Макаренко.

В 1962 году поступила во ВГИК (мастерская В.В. Белокурова), по окончании института устроилась в Театр им. М.Н. Ермоловой, в котором проработала до 1970 года. Тогда же Васильева сыграла свои первые главные роли в кино: "Солдат и царица" (1968), "Адам и Хева" (1970). Потом вышли знаменитые картины с участием Васильевой "Бумбараш" (1971), "Эта веселая планета" (1973), "Соломенная шляпка" (1974), "Обыкновенное чудо" (1978), "Чародеи" (1982).

В 1970 году Васильева перешла на работу в "Современник", в 1973-м - во МХАТ.

В 1993 году Васильева принимает решение оставить сцену и кино и обращается к Богу. В настоящее время служит в московском храме Софии Премудрости Божией казначеем. Сын Екатерины Васильевой и драматурга Михаила Рощина - Дмитрий Рощин окончил ВГИК. Сейчас Дмитрий - священник.

В 1997 году Васильева сыграла в сериалах "Королева Марго" и "Графиня де Монсоро" королеву Марию Медичи.

В 2000 году снялась в мелодраме Олега Янковского "Приходи на меня посмотреть".

Образ жизни Кино и ТВ