Пленарное заседание проходило в РГТУ им. Баумана, где многие десятилетия готовят организаторов отечественного производства или, выражаясь современным языком, промышленных менеджеров. Поэтому многое из того, о чем вчера говорил первый зампред правительства, было в первую очередь адресовано будущей инженерной элите страны.
Не секрет, что преодоление технологического отставания российское руководство тесно увязывает с диверсификацией всей экономики. Сергей Иванов не сомневается, что этот процесс невозможен без отказа от жесткого командно-административного управления и создания благоприятных условий для развития бизнеса, в том числе иностранного.
- Нам вряд ли удастся добиться стратегического инновационного эффекта, если в данную работу не включится максимальное количество частных инвесторов, - подчеркнул первый вице-премьер.
На поддержку высоких технологий выделют 1,5 триллиона рублей
Он перечислил и некоторые меры государственной поддержки инноваций. Они, в частности, касаются создания механизма софинансирования проектов, совершенствования процедуры размещения гособоронзаказа, субсидирования процентных ставок по кредитам, привлечения ресурсов Инвестиционного фонда, венчурных компаний, создания технопарков и особых экономических зон, гибкой таможенной политики.
Отдельно Иванов остановился на российском правовом парадоксе. В нашей стране действует одно из самых либеральных в мире налоговых законодательств. Но излишнее администрирование налогов, прежде всего по НДС, создает проблемы на внутреннем рынке высокотехнологичной продукции. Решением этого вопроса сейчас озабочены и правительство, и бизнесмены.
Первый вице-премьер не скрывал, что надеется на поддержку Общественной палаты в реализации федеральных целевых программ в высокотехнологичных сферах экономики. Только в промышленности, транспорте и инновациях их 26, а в трехлетнем бюджете под данные программы заложено почти полтора триллиона рублей. Деньги огромные, поэтому нужен жесткий спрос за их эффективное расходование. Как выяснилось, Иванов - сторонник того, чтобы к контрольным функциям за реализацией всех ФЦП, кроме сугубо военных, была привлечена общественность.
К "оборонке" он возвращался вчера еще не раз. В ее ключевых областях сейчас создаются крупные интегрированные структуры. Обладая высоким научно-техническим и кадровым потенциалом, получая устойчивое финансирование в рамках гособоронзаказа, они, по мнению первого вице-премьера, через несколько лет могут и должны стать ведущими игроками на мировых рынках военной и гражданской продукции. Появление в России таких гигантов, как Объединенная авиапромышленная корпорация или Объединенная судостроительная корпорация, помимо прочего, должно ускорить капитализацию отечественных предприятий. Правда, на этом пути существуют подводные камни. Например, связанные с регистрацией интеллектуальной собственности. Во многих сферах она просто не учитывается, поскольку подразумевает дополнительные траты. "У нас и стимула нет. Поставишь интеллектуальную собственность под учет - плати больше. Это неправильно", - уверен первый вице-премьер.
Член Общественного совета Леонид Рошаль обратил внимание первого зампреда правительства на тяжелое состояние фармакологической промышленности в нашей стране. Тот согласился, что фармакология, наряду с лесом и рыбой - самые криминализированные отрасли и "там давно пора навести порядок". Однако в рыночных условиях государство не может и не должно заставлять людей покупать только отечественные лекарства, если есть зарубежные. Должна быть конкуренция, чтобы россияне имели возможность выбрать более дешевый, но не менее качественный товар. А вообще, признал Иванов, в российском здравоохранении очень мала доля отечественных производителей медицинской техники.
- Единственное предложение, которое могу сделать, - это подключение предприятий оборонно-промышленного комплекса, который в состоянии производить медицинскую технику, - поделился соображениями Иванов и добавил, что уже обговаривал такой вариант с Дмитрием Медведевым.
Между прочим, в августе-сентябре в Москве пройдет выставка военных тыловиков, где отечественные производители могли бы показать свое медицинское оборудование потенциальным заказчикам.