По словам заместителя министра промышленности и энергетики РФ Андрея Реуса, "российская металлургия твердо стоит на ногах и уверенно движется вперед". В свою очередь директор департамента промышленности того же министерства Андрей Дейнеко, отдавая должное растущим объемам производства (с 2001 года они увеличились на 200 процентов), отмечает, что в отрасли еще немало слабых мест и прежде всего - это низкая доля производства и экспорта металлопродукции высоких переделов. Промышленность довольно долго испытывала серьезные проблемы. Но если конкурентоспособность цветной металлургии (даже несмотря на значительный износ основных фондов) за счет роста цен все-таки находится на уровне мировых лидеров, то рейтинги российских компаний, занятых в сталелитейной промышленности, относительно невысоки и прогресс здесь связывается прежде всего с дальнейшей цепью слияний и поглощений.
Если говорить в целом, то динамика роста отечественной металлургической промышленности (металлургическое производство и производство готовых металлических изделий) очень даже неплоха: плюс 8,8 процента в 2006 году и 10 процентов в январе-феврале нынешнего. Металл - вторая по объему составляющая российских поставок за рубеж: на его долю в ВВП страны приходится около 5 процентов.
По экспорту металлопродукции мы - вторые в мире: ежедневно из России за рубеж уходят тонны никеля (первое место), алюминия и титана (второе место), а из черных металлов - стали (также вторая позиция среди всех мировых экспортеров). Удельный вес металлов в товарной структуре экспорта достиг 13,5 процента и уступает только углеводородам.
Цветные металлы
2006-й стал годом рекордных цен на мировом рынке цветных металлов. Алюминий, например, с февраля по февраль подорожал на 15,3 процента, медь - на 13,9; никель и вовсе в 2,8 раза. Эта тенденция продолжается и ныне. Причем никель в феврале 2007-го установил исторический рекорд цены - 41 184 доллара за тонну. Сохранило склонность к сильному росту и олово, "потяжелевшее" до 13 100 долларов. Значительное влияние на изменение мировых цен на цветные металлы оказывали биржевые спекуляции, забастовки на добывающих предприятиях и объемы запасов металлов на складах Лондонской биржи металлов (ЛБМ).
Все это не могло не сказаться на производстве и экспорте цветных металлов в России.
Рост выпуска первичного алюминия в 2006 году составил 2,1 процента, меди - 2,2 процента, никеля - 4,6 процента. Производство титана увеличилось на 15 процентов. В нынешнем году рост продолжается. Причем резко увеличился выпуск отдельных видов продукции с высокой добавленной стоимостью: например, бронзового и титанового проката - на 42,2 и 13,5 процента соответственно.
Сегодня Минпромэнерго России занято подготовкой Стратегии развития металлургической промышленности до 2015 года, в которой предполагается пересмотреть действующие ограничения при поставках металлургической промышленности за рубеж, а в течение ближайших лет увеличить инвестиции в металлургическое производство вдвое. Специалисты минпромэнерго уверены, что благодаря реализации стратегии производственные мощности российских металлургических предприятий значительно возрастут: по выпуску глинозема - более чем на 30 процентов, первичного алюминия - на 25, рафинированной меди - более чем 35 процентов, цинка - на 50 процентов. Общий же объем выпуска металлопродукции вырастет на 20-30 процентов. При этом уровень загрузки мощностей отечественных меткомбинатов в ближайшие несколько лет приблизится к 100 процентам. Это будет обусловлено высокой степенью конкурентоспособности наших предприятий на мировом рынке, а кроме того - соответствием мировым стандартам технических и технологических характеристик новых производственных мощностей мировым стандартам.
Черные металлы
В прошлом году металлургические компании России совершили прорыв, войдя в тридцатку крупнейших сталелитейных корпораций мира. "Северсталь" заняла 13-е место в рейтинге, Евраз Групп - 14, ММК - 22, замкнул список Новолипецкий металлургический комбинат - 30-е место.
В целом в 2006 году выпуск стали в России вырос на 7,1 процента, готового проката черных металлов - на 6,5, проката из нержавеющей стали - на 34,9 процента.
Однако рост производства в этой подотрасли обеспечен не только повышением цен, но также в немалой степени - высоким спросом внутреннего рынка. Надо заметить, что способствует росту объемов металлургического производства, прежде всего продукция высоких переделов (лист с покрытиями, жесть, арматура, стальные трубы). Однако, несмотря на то что практически все меткомбинаты заявляют о своих намерениях наращивать выпуск подобных товаров и действительно запускают новые мощности, до полного удовлетворения потребностей российского внутреннего рынка пока далеко. Доля той же продукции высоких переделов в экспорте металлургии не превышает 10 процентов. Остальное приходится на сырье, полуфабрикаты и основные первичные металлы. Во многом подобная ситуация обусловлена технологическим отставанием: только около 50 процентов применяемых технологий соответствует лучшим зарубежным образцам. Поэтому импорт высококачественного сталелитейного проката сегодня, по-видимому, неизбежен. По мнению экспертов, импорт оцинкованного и окрашенного проката высокого передела может увеличиться в этом году на 15-20 процентов.
К сожалению, Россия утратила передовые позиции по выпуску спецсталей, более чем востребованных при создании высокотехнологичных, наукоемких изделий для авиастроения, космоса и т. п. Их традиционные производители в нашей стране за время рыночных реформ были вынуждены частично перейти на выплавку металла рядового сортамента. Вернуть потерянное оказалось непросто, тем более что европейские металлургические компании, присутствующие на российском рынке Thyssen, Stappert Spezial Stahlhandel, Ruukki, Acerinox, расширяют ассортимент, снижают цены, разрабатывают новые уникальные продукты, а также приобретают крупные отечественные производства. Аналитики предрекают хорошие перспективы сталеварам. Повышение мировых цен на сталь, начавшееся в январе нынешнего года, получило продолжение в феврале и переросло в резкий подъем, охвативший международный рынок длинномерного проката. Что в свою очередь способствовало тому, что российские сталелитейные компании вступили в период активизации слияний и поглощений.