Депутаты Госдумы, сенаторы, бизнесмены и эксперты из двух стран, а также вице-премьер российского правительства Александр Жуков сравнивали стандарты управления, принятые в России и США, обсуждали меры их координации, а также решали, что нужно сделать для изменения ситуации в сфере взаимных инвестиций.
"Инвестирование - это не акт веры. Это рациональный процесс, основанный на оценке рисков и вознаграждений", - говорится в исследовании, подготовленном НСКУ. Лучше всего это иллюстрирует статистика.
По данным минэкономразвития, к середине 2006 года по объему накопленных в России иностранных инвестиций США находились на шестом месте, вложив в экономику нашей страны 8 миллиардов долларов и предпочитая при этом прямые инвестиции. Оценки объема российских вложений в США выглядят более скромно - полтора миллиарда за два последних года. Уровень торгово-экономического сотрудничества также оставляет желать лучшего. На долю США приходится 3,2 процента товарооборота России. Вес же нашей страны во внешней торговле США составляет менее одного процента.
В России такое положение дел объясняют наличием препятствий доступу наших товаров на американский рынок, а также крайне жестким экспортным контролем США в отношении России по сравнению с другими торговыми партнерами. Американцы предъявляют претензии по части инвестиционного климата в России, правоприменительной практики в сфере защиты интеллектуальной собственности, а также коррупции.
"Потенциал российско-американских отношений огромный, - сказал Александр Жуков, попутно посетовавший на возникновение искусственных барьеров, в том числе психологического характера. - Важно встречаться друг с другом и доносить реальное положение вещей". Именно этим вице-премьер и занялся на конференции, подробно обрисовав макроэкономические показатели России. Американцев особенно поразили две цифры: объем золотовалютных резервов, составивший порядка 400 миллиардов долларов, и рост промышленного производства, который в отдельных отраслях, например в машиностроении, составил около 15 процентов, намного обогнав по темпам увеличение добывающей отрасли.
Выступавшие же на конференции представители американской стороны презентовали прелести своей экономики под другим углом. Они больше говорили о корпоративном управлении, соблюдение стандартов которого, как заметил глава российского НСКУ Владимир Потанин, позволяет повышать привлекательность компаний для инвесторов. Впрочем, здесь у России и Америки несколько различное "представление о прекрасном". В США акционерное законодательство и корпоративное регулирование находятся в ведении штатов. В России же эти два направления составляют единое целое и относятся к федеральному уровню. В основу регулирования США положены принципы английского законодательства о компаниях, российская же система больше тяготеет к германской модели, устанавливая более жесткие требования к порядку формирования уставного капитала.
Акцент в реформе в Америке сделан на ужесточение требований к совету директоров, который должен в большей степени отвечать интересам акционеров. После скандалов в крупнейших американских компаниях Еnron и WorldCom, стоивших экономике страны 8 триллионов долларов, был принят так называемый закон Сарбейнса - Оксли, призванный оградить акционеров от подобных ситуаций и повысить прозрачность компаний. И хотя с его помощью за пять лет удалось поднять индекс Доу-Джонса с 7 до 12 тысяч, листинг на нью-йоркской фондовой бирже существенно подорожал. Компании, размещающие ценные бумаги на американских площадках, могут существенно переплатить, не получая взамен надлежащей защиты. Во многом именно из-за снижения инвестиционной привлекательности фондового рынка для иностранных компаний российские корпорации предпочли, например, лондонскую фондовую биржу для проведения IPO.
Впрочем, участники конференции, в том числе Александр Жуков, лишь констатировали этот факт, не рискуя напрямую связывать его с действием США закона Сарбейнса - Оксли. Российский сенатор, председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Сергей Васильев, предложил отказаться от идеи слепого копирования любой американской практики. А Владимир Потанин, отметивший положительное влияние закона, и вовсе посоветовал не обсуждать перспективы смягчения регулирующего режима в США, а подумать над созданием условий для надежного инвестирования российских граждан в российские компании. Сами разработчики этого закона, присутствовавшие на мероприятии, больше сетовали не на качество документа - в правильность подобной системы регулирования они по-прежнему продолжают истово верить, - а на издержки его применения. "Необходимо было создать механизмы предупреждения ситуаций, подобных скандалам с Еnron и WоrldCom", - сказал Сарбейнс. Оксли же в cвою очередь убеждал, что этот закон помог постепенному восстановлению доверия инвесторов. А то, что капитал в последнее время предпочитает другие фондовые площадки, Оксли и Сарбейнс списали на конкуренцию, а заодно и географическую близость компаний, проводящих IPO к соответствующим фондовым биржам.