В рационе россиян сегодня молоко и молочные продукты занимают третье место после хлеба и картошки. И первое место - в детском питании.
Уже через полгода после того, как закон вступит в силу, названия "молоко", "творог", "сгущенка", "масло" нельзя будет писать на упаковках, если в составе этих продуктов находятся заменители. То есть присутствует хотя бы 1 процент порошкового молока, и тем более - растительные жиры. При этом производство и продажу порошкового молока никто запрещать не собирается. Но продукты из него уже будут иметь иное название, например, "молокосодержащие". И соответственно, другую цену. Человек сам решит, какой продукт ему купить: цельный, но более дорогой, или его дешевый заменитель. Главное - теперь никто не сможет ввести покупателя в заблуждение и уж тем более откровенно его обманывать.
По данным Роспотребнадзора, только 7 процентов "масла коровьего" продается сегодня именно как настоящее коровье масло. Остальные 93 процента - те, что покупатель принимает за цельный продукт, - или комбижир, или маргарин, или еще какой-нибудь суррогат. Даже кефир и простоквашу умудряются делать из порошка. Ведь покупатели, как правило, не читают информацию о содержимом продукта. Она напечатана настолько мелким шрифтом, что без увеличительного стекла ее не разглядишь.
О том, что молоко должно иметь четкую маркировку, не раз говорил и первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Он обратил особое внимание на несоответствие качества молочной продукции и ее наименования на этикетках и в товарных знаках. В свою очередь глава минсельхоза Алексей Гордеев заявлял, что существующие нормативные акты не позволяют навести порядок в маркировке молочной продукции. Тогда как покупатель должен видеть, какую продукцию он приобретает - цельное или восстановленное молоко. А глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко вообще призвал законодательно вывести восстановленное молоко из перечня натуральных продуктов, понизив его статус до "молочного напитка".
"В техническом регламенте вся молочная продукция, - поясняет заместитель председателя Госдумы, председатель комиссии по техническому регулированию Юрий Волков, - будет разделена на три категории. Первая - натуральные молочные продукты из молока и молочных ингредиентов. Вторая - составные молочные продукты. И третья - молокосодержащие. Закон даст четкое определение всех терминов и названий".
Отвечая на вопрос "РГ", какие санкции ждут нарушителей техрегламента, вице-спикер заметил: "самые суровые", вплоть до изъятия лицензии и ареста продукции через суд. То есть техрегламент, как и любой другой закон прямого действия, даст возможность надзорным органам, прежде всего Роспотребнадзору, Ростехнадзору и Ростехрегулированию, "употребить власть". Причем и к торговцам суррогатами, и к производителям.
Но сверхзадача отраслевых технических регламентов, подчеркнул Юрий Волков, вовсе не в том, чтобы наказывать участников рынка, а в том, чтобы стимулировать к переходу на новые технологии, на выпуск продукции, отвечающей мировым стандартам качества. Это особенно важно, учитывая скорое вступление России в ВТО. "Отшельников", надеющихся на неграмотного покупателя и на бесконтрольность контрольных органов, выдавят на обочину рыночные механизмы.
Принятие первого технического регламента в виде федерального закона - это еще и сигнал для бизнес-ассоциаций, говорит Юрий Волков. Пора уже наверстывать упущенное.
Однако, когда верстался номер, стало известно, что рассмотрение "молочного регламента" отложено до 6 июня.
По словам Юрия Волкова, закон о молоке и молочной продукции по сути откроет этап практической реализации реформы, призванной защитить россиян от недоброкачественной, а порой и опасной для здоровья продукции. Напомним, что за четыре года после принятия Закона "О техническом регулировании", который должен привести устаревшую систему советских государственных стандартов (ГОСТов) к общемировым, был принят только один технический регламент. Он посвящен безопасности автомобильных выбросов и действует в виде постановления правительства. С тех пор процесс застопорился. Начались жесткие дискуссии между разными ветвями власти и бизнесом. В основном все упиралось в ключевой вопрос: каким образом утверждать регламенты - постановлениями правительства, в которые можно вносить коррективы, или все же законами прямого действия? Дело сдвинулось с мертвой точки благодаря поправкам в закон о техрегулировании, которые на днях вступили в действие. В новой редакции определен целый "пакет" первоочередных регламентов, которые должны быть приняты законами депутатами Госдумы до 2010 года.
Сегодня в Госдуме находится 11 проектов технических регламентов, разработанных бизнес-ассоциациями. В их числе законы о чистой воде, о соках, о табаке. А всего в правительственной программе разработки технических регламентов на 2006-2008 годы значится 181 регламент. "К сожалению, у меня нет уверенности, что с этой задачей ведомства и отраслевые институты справятся, - говорит Юрий Волков. - Уж больно запущенной оказалась система бывшего Госстандарта, а порядок подготовки и прохождения техрегламентов остается слишком громоздким. Но Госдума будет добиваться ускорения реформы. Средства на разработку техрегламентов в бюджете есть, и уже истрачено более 250 миллионов рублей. Они находятся в распоряжении правительства. Со своей стороны мы будем проводить дополнительную экспертизу проектов, советоваться с представителями регионов, которые, как оказалось, невероятно заинтересованы в этой работе. Это говорит о том, что новые техрегламенты нужны экономике как воздух".
Тем не менее "молочный регламент" ставит производителей в довольно сложное положение. Всего за полгода им придется как-то перестраивать свои производства, делая упор на продукты из натурального молока. Справятся ли они с такой задачей и не столкнемся ли мы с дефицитом?
Владимир Лабинов, исполнительный директор Молочного союза России:
- Не стоит бояться, что на молочные продукты начнется ажиотажный спрос. Молока у нас хватает. Совсем немного в Россию завозится сухого молока и сливок из-за рубежа.
Закупочные цены, правда, с большим разбросом - от 5 до 30 рублей за литр. А сливочного масла мы производим 270 тысяч тонн в год. Этого вполне хватит с учетом импортных закупок - свыше 100 тысяч тонн Россия традиционно закупает в основном в Белоруссии и Новой Зеландии. Так что дефицита ни в натуральных, ни в молокосодержащих продуктах не предвидится.
Что касается самого "молочного техрегламента", то здесь надо уточнить некоторые позиции. Как известно, все молочные продукты будут поделены на три группы. Первая - натуральные, исключительно молочные. Это собственно молоко, сливочное масло, кефир, творог и прочее, при изготовлении которых ничего кроме молока не применялось. Здесь, впрочем, в "опалу" попало сухое молоко. Хотя, на наш взгляд, это все-таки натуральный продукт, так как не содержит никаких добавок. Да и обойтись без него по разным причинам невозможно. Летом удои достигают максимума, а потребление молока и молочных продуктов падает. Приходится его "сушить" впрок. Зимой, наоборот, потребление молока растет, а удои сокращаются. И сухое молоко восполняет дефицит. Кроме того, сухое молоко позволяет регулировать жирность продукта.
Конечно, такую ситуацию можно исправить. Но для этого надо провести очень серьезную работу по регулированию сроков отела коров и изменить структуру кормовой базы. Однако это дело не одного года. И поэтому имеет смысл все-таки оставить сухое молоко в статусе натурального продукта.
Вторая группа, предусмотренная в регламенте, - так называемые составные молочные продукты. Они тоже производятся исключительно из натуральных ингредиентов, но не только молочных. Например, творог с орехами, йогурт с ягодами и т.д. Причем добавок не должно быть больше 50 процентов от общей массы.
И, наконец, третья группа - молокосодержащие продукты, в которых произведена частичная замена молочных жира и белка на немолочные. Они есть и в других странах, но там об этом на этикетках пишут большими буквами, например "спред", а не "масло сливочное". С введением регламента цена на такую продукцию может даже снизиться.
Подготовила Ирина Кобылкина