Владимир Филатов был уволен в связи с сокращением приморской дивизии дальней авиации после 25 лет службы. Ведомственное жилье пришлось отдать, но капитан не пал духом. Он был уверен в том, что получит государственный жилищный сертификат и сможет приобрести квартиру в Орле, где решил "бросить якорь". Однако реальность оказалась гораздо суровее, чем он предполагал. Орловские чиновники встретили семью негостеприимно. Они поставили на пути капитана запаса столько барьеров, что он до последнего времени не мог получить по закону положенный ему жилищный сертификат.
- Проблемы начались сразу же, как только мы попытались встать в очередь на получение жилья в администрации Советского района, - рассказывает жена капитана Татьяна Филатова. - То у нас с документами было что-то не так, то наша очередь как-то странно двигалась. Сунули нас в самый конец общей очереди, хотя мы должны были стоять в очереди на получение сертификата для военнослужащих. Иногда советовали купить квартиру. А на что? Сбережений не нажили, жили вчетвером на две пенсии, мою и мужа.
Даже сейчас Филатовы не могут точно сказать, что послужило причиной их раздора с областной администрацией, вернее, с бывшим заместителем губернатора Тамарой Кравченко, которая ведала распределением жилищных сертификатов для военнослужащих. Возможно, напористость семьи бывшего военнослужащего. Как бы то ни было, но очередь для семьи Филатовых словно замерла... Удивительно, но и местный военкомат ничем не помог семье офицера. По закону ей были положены ежемесячные выплаты за поднаем жилья. Однако в военкомате в подобной просьбе отказали, сославшись на отсутствие средств.
С 1999 года Филатовы жили, где придется. Первое время им помогали родственники и знакомые, сами стесненные в жилищных условиях. А у супругов подрастали две дочери-школьницы - Диана и Илона.
Лето 2004 года Филатовы прожили в походной палатке, разбитой в одном из городских парков, расположенных вдоль берега реки Орлик. Вещи стирали в реке, пищу готовили на костре, в котелке.
Потом ситуация несколько улучшилась. Филатовым удалось снять за копейки угол в предназначенных под снос бараках. Нашлись люди, предложившие семье офицера под жилье загородную дачу на лето. Ежедневно Диана и Илона были вынуждены подниматься в пять утра, чтобы успеть вовремя добраться до школы. Как говорят учителя, нередко дети от усталости засыпали на уроках. Однако проблемы семьи по-прежнему не трогали сердца чиновников.
- Нам отвечали, что наша очереди находится где-то в третьей сотне, - вспоминает Татьяна Филатова. - Шли годы, а очередь не двигалась. За это время один глава администрации района ушел в отставку, другого осудили за коррупцию. Сейчас в отношении него ведется судебный процесс по новому уголовному делу, связанному с незаконным выделением квартир "своим" людям. Нам же везде говорили, что понимают нашу проблему, но ничем помочь не могут.
В 2006 году по решению губернатора Егора Строева Тамара Кравченко была освобождена от функций по распределению жилищных сертификатов. Они были переложены на другого заместителя губернатора - Павла Меркулова, а по факту - спущены до его подчиненного Александра Кислякова. У Филатовых появилась надежда - может быть, "новое лицо" поможет им? Но через несколько недель после этого Кисляков был арестован по подозрению в коррупции, став фигурантом одного из самых громких коррупционных скандалов в истории Орловщины… Проблемы Филатовых были "забыты" больше чем на полгода.
- Прошлым летом нам сказали, что имеется кое-какой запас сертификатов и что осенью мы можем его получить, - рассказывает Татьяна Филатова. - Но осенью оказалось, что сертификатов нет и не будет. То же самое сказали в феврале этого года. И тогда мы совсем пали духом. Что делать? Как дальше жить? Мы устали, мы не железные. И тогда на семейном собрании было принято решение - ехать в Москву, к президенту России.
Приглашение приехать из президентской администрации пришло им еще весной прошлого года. Но Филатовы до последнего верили в то, что их частная проблема будет решена на месте. Поездка была отложена, но ровно через год приглашение президента семья была вынуждена принять. В Москву отправилась Татьяна Филатова - у мужа в неравной борьбе с чиновниками обострились болезни, полученные во время службы.
- Приняли меня очень вежливо и сразу направили к помощнику президента Александру Маслину, - говорит Татьяна Филатова. - Я рассказала ему о наших страданиях, показала наши документы и проект заброшенного городского парка, который мы с мужем второй год облагораживаем собственными руками. Мне велели возвращаться домой и ждать звонка. Не прошло и недели, как он раздался. Позвонили из администрации Советского района, где месяцем ранее говорили, что "сертификатов нет и не будет". Просили зайти, получить сертификат.
Сотрудникам администрации президента понадобилось всего несколько дней для того, чтобы разобраться в документах семьи Филатовых. "Сверху" в администрацию области был спущен запрос. И местные чиновники - о чудо! - "решили вопрос" за несколько дней. Оказалось, что семья капитана Филатова действительно имеет право на первоочередное получение жилищного сертификата. И он был выдан немедленно. Правда, орловские чиновники так горячились в спешке, что по каким-то причинам неправильно заполнили документ. В частности, вместо слова "пятьдесят" они написали "пядесят", из-за чего банк отказался принимать сертификат. Пришлось выписывать документ заново. Сейчас Филатовы подыскивают себе жилье. Они надеются сыграть новоселье уже грядущим летом.
Справка "РГ"
Жилищные воинские сертификаты для Орловской области выписываются из расчета 17,46 тысячи рублей за один квадратный метр. Реальная рыночная цена жилья на вторичном рынке в областном центре составляет примерно 21,5 тысячи рублей, на первичном - 22 тысячи рублей. В среднем ежегодно в Орловскую область поступает по 35 сертификатов для военнослужащих при минимально необходимой норме в 150 сертификатов. Средняя стоимость одного сертификата составляет 1,1 миллиона рублей. В 2006 году из федерального бюджета в Орловскую область поступило около 54 миллионов рублей на реализацию программы выделения государственных жилищных сертификатов для военнослужащих.