Вчера заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний Владимир Семенюк предложил ввести в Уголовно-процессуальный кодекс норму, по которой судьи должны сначала интересоваться, сколько осталось свободных мест в местном следственном изоляторе, а уж потом решать, брать того или иного подозреваемого под стражу или нет.
Другое предложение касается тех, кому светит срок. Сейчас время, проведенное в СИЗО, не пропадает: оно засчитывается в отбываемый по приговору срок как один к одному. В тюремном ведомстве полагают, что это несправедливо: в СИЗО условия хуже, чем в колонии. Поэтому надо ввести коэффициенты, например, для подростков день в СИЗО засчитывать за два дня в колонии. А взрослым можно предложить день за полтора.
Эти и многие другие инициативы прозвучали вчера на необычной научной конференции, где представители Европейской комиссии презентовали свой доклад об арестах в России. Выводы заграничных экспертов россиян не удивили: у нас сажают чаще, чем хотелось бы. Об этом давно говорят и в минюсте, и в Верховном суде, и в Генпрокуратуре. Однако численность тюремного населения постоянно растет. В прошлом году в следственные изоляторы с воли поступили более 380 тысяч человек. В этом году, по оценкам экспертов, число вновь арестованных перевалит за 400 тысяч.
Эксперты Европейской комиссии попытались вместе с российскими коллегами докопаться до причин. Как рассказал сотрудник Гарвардского университета Тодд Фоглсесон, участвовавший в исследовании, российские следователи прямо заявляли, что им гораздо удобнее арестовать человека на время суда и следствия, чем потом бегать за ним.
По словам тюремщиков, сегодня никто не несет ответственности за то, что гражданина напрасно взяли под стражу до суда. А надо бы. Судьи же часто формально относятся к таким делам: сколько граждан им привезут, столько и арестуют. Есть, правда, и исключение. В Липецкой области недавно председатель областного суда рекомендовал судьям интересоваться, сколько осталось мест в СИЗО, и только после этого решать, арестовывать человека или нет. Этот опыт тюремщики предлагают распространить на всю страну.
- Также целесообразно законодательно ограничить применение заключения под стражу за преступления, по которым предусмотрена санкция в виде лишения свободы на срок до пяти лет, - сказал Владимир Семенюк, - а также в отношении несовершеннолетних, подозреваемых или обвиняемых в преступлениях средней тяжести.
Правда, ученые-юристы, выступавшие на конференции, усомнились, что все эти инициативы поддержат правоохранители.