25.05.2007 01:00
Культура

Исследователь: Иван Крамской не испугался голодной смерти

Воронежский писатель восстановил "белые пятна" в биографии живописца
Текст:  Надежда Лиходзиевская (Воронеж)
Российская газета - Черноземье: №0 (4373)
Читать на сайте RG.RU

Воронежский писатель Михаил Федоров взялся восполнить этот пробел - он завершает работу над биографической повестью о юности живописца, основой для которой послужили архивные изыскания. О своей новой книге он рассказал корреспонденту "РГ" в преддверии юбилея художника.

Российская газета | Михаил Иванович, как возникла идея написать повесть о юности Крамского?

Михаил Федоров | Крамской - наш земляк и действительно крупная фигура в русской живописи - у него учился Репин. Но о его юности - времени становления любого человека - практически нет сведений. Меня заинтересовал этот период жизни художника, и, когда я стал искать материал, обнаружил много интересных фактов.

Иван Крамской был младшим в семье, как тогда говорили, поскребышем. Дед и отец были в Острогожске письмоводителями в уездной думе. Мать была казачка. Когда родился Иван, ей было уже за сорок.

Судьба Крамского в юности напоминает горьковские "университеты": тому, что он сделал ради своей мечты быть художником, можно только удивляться.

Он окончил уездное училище в Острогожске. Когда он учился на последнем курсе, умер отец. За старшего в семье остался брат Михаил, с которым у Ивана были довольно напряженные отношения. И тогда развивается, пожалуй, самый сложный конфликт в его жизни - нужно было принять решение, кем быть - продолжить семейную традицию и зарабатывать на хлеб так же, как брат, или пойти своей дорогой и стать художником - но в этом случае никаких гарантий обеспеченного существования уже не было.

РГ | Конфликт вечный и до сих пор актуальный.

Федоров | В Острогожске в то время, кстати, побирался на рынке неудачливый художник Петр Агеевич - фамилию этого человека история не сохранила, но печальный пример перед глазами у юного Крамского был. И под давлением обстоятельств Иван идет в письмоводители, но все равно в любую свободную минуту рисует. В конце концов мать, видя, что мальчик мучается, решает отвезти его в Воронеж и устроить в ученики к какому-нибудь художнику. И весь путь от Острогожска до Воронежа, а это более ста километров, они идут пешком. В Воронеже Крамского берет в помощники иконописец Бобров - мать уславливается с ним, что Ваня будет помогать Боброву по хозяйству, а тот будет учить мальчика рисовать. Но иконописец использует его как дешевую рабочую силу и ничему не учит. И через некоторое время мальчик заболевает. Он пишет письмо матери в Острогожск с просьбой забрать его. И мама приходит за ним.

Через некоторое время начинается Крымская война, через Острогожск идут войска. Сюда же приезжает фотограф Данилевский, который берет юного Крамского к себе ретушером. И потом юноша едет с фотографом в Харьков. Данилевский обещает устроить его учиться, но обещания не выполняет. Однако школа, которую прошел Крамской, занимаясь ретушированием, дала ему много: портреты, которые сделают его впоследствии знаменитым, очень реалистичны, даже в чем-то фотографичны.

Крамской - один из немногих русских художников, кто в такой степени сделал себя сам. И именно об этом моя повесть. Также мне хотелось проследить развитие женского образа в творчестве Крамского.

РГ | Считается, что прототипом знаменитой "Неизвестной" послужила некая курская девушка, вышедшая замуж за дворянина Бестужева, с которой Крамской познакомился в Петербурге.

Федоров | Образ незнакомки проходит через все творчество художника. Сходные черты можно обнаружить у одной из русалок на картине по повести Гоголя "Майская ночь". Есть также портрет его племянницы - дочери старшего брата, она тоже очень похожа на "Неизвестную". Думаю, это собирательный образ, в котором воплотился идеал женской красоты для Крамского.

Арт Воронежская область Воронеж Центральная Россия