Сенаторы постановили внести поправки в Уголовно-процессуальный кодекс и в закон о прокуратуре РФ, предусматривающие создание Следственного комитета прокуратуры РФ и подведомственных комитету структурных подразделений. Таким образом, отмечается в пояснительной записке к законопроекту, будет достигнуто разграничение функций органов прокуратуры по организации предварительного расследования по уголовным делам и по надзору за соблюдением законности. Следственный комитет становится органом, ответственным за исполнение федерального законодательства об уголовном судопроизводстве. Его руководитель назначается на должность по представлению главы государства и утверждается Советом Федерации. Он будет в ранге первого заместителя Генпрокурора.
Новый орган получает большую самостоятельность. Это обеспечит работающим в нем следователям независимость в ходе предварительного расследования и процессуальную самостоятельность. Иначе говоря, следователя вывели из-под прокурорского надзора. В сегодняшней ситуации, как приводили свои доводы сторонники новшества, "те, кто проводит следствие, сами же за собой и надзирают, сами же выносят обвинительные заключения в рамках единого ведомства - прокуратуры, и это является неправильным и приводит в том числе к коррупции, поэтому назрела необходимость разделить функции следствия и надзора".
Пожалуй, здесь и кроется главная причина, почему ломаются копья в споре двух сторон - реформаторов и Генпрокуратуры. По сути спорят они об одном и том же - как избежать заказных дел, коррупции и использования правоохранительных органов в неправовых целях. Первые обвиняют в подобных грехах прокуроров, поскольку все рычаги сегодня - у них. Прокуроры, в свою очередь, опасаются, что неподконтрольный следователь куда как более опасен. И приводят для убедительности цифры: они выявили более двух миллионов нарушений в этой сфере за год, отменили полтора миллиона решений о незаконных отказах в возбуждении уголовных дел по заявлениям граждан.
В ходе вчерашней дискуссии по законопроекту ряд сенаторов тоже высказали опасения, что создаваемый Следственный комитет "фактически станет неподконтрольной структурой и это может привести к различным правонарушениям". В частности, Людмила Нарусова заявила: ее настораживает, что Следственный комитет выделяется только из прокуратуры, в то время как в других силовых структурах сохраняется. Кроме того, принцип назначения руководителя нового органа - по представлению главы государства - противоречит, по ее мнению, Конституции России. "Поэтому надо либо менять Конституцию, либо вносить в нее изменения", - сказала она.
Ей возразил глава Комитета по конституционному законодательству Юрий Шарандин. Следственный комитет, считает он, является частью прокуратуры, и руководитель комитета подчиняется Генпрокурору, будучи его первым заместителем, поэтому организационно и юридически это все единая система. Стало быть, не стоит опасаться, что следственные действия останутся без надзора прокуратуры.
Представитель президента в Совете Федерации Александр Котенков заявил, что глава государства "на всех этапах рассмотрения этого закона в Госдуме и Совете Федерации поддерживал его и являлся инициатором принятия".
Что касается принципа назначения главы Следственного комитета, то он, по мнению Котенкова, не противоречит Конституции РФ и не нарушает принципа подчиненности. При этом он посоветовал сенаторам "сначала читать законы, а потом делать свои замечания". Самое главное, считает представитель президента, что следователь выводится из подчинения прокуратуры, "и это правильно".