28.05.2007 00:30
Экономика

Билайн получил выговор

Текст:  Игорь Григорьев
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4374)
Читать на сайте RG.RU
Обострение конкурентной борьбы между операторами мобильной связи привело к появлению новых "инструментов" давления на потребителя. Например, ОАО "Вымпелком" (торговая марка Билайн) организовал телефонный обзвон абонентов конкурирующих компаний. Абоненты, в свою очередь, обратились к своим сотовым операторам с жалобой. Операторы тоже не стали молчать, обратившись с заявлениями о недобросовестных действиях конкурента в Федеральную антимонопольную службу.

18 мая Экспертный совет ФАС вынес свое решение по этому вопросу. Действия Билайна были признаны нарушением обычаев делового оборота и нормы добропорядочности по отношению к конкуренту. Решение Экспертного совета пока носит скорее характер общественного порицания: сам Билайн оно ни к чему не обязывает. Однако для рынка сотовой связи событие является знаковым - впервые после принятия закона о персональных данных практика использования "телефонных атак" официально признана недопустимой.

Впрочем, по словам заместителя руководителя ФАС Андрея Кашеварова, озвученным в СМИ, не исключен и вариант возбуждения дела в отношении "Вымпелкома". "Если "Вымпелком" его проиграет и при этом не прекратит обзвон чужих абонентов, то ему грозит штраф до 5 тысяч МРОТ (500 тысяч рублей. - Прим. ред.)", - отмечает Кашеваров. Ведь согласно закону о персональных данных, базы мобильных номеров - это частные сведения, не подлежащие разглашению и использованию в корыстных (и рекламных) целях. Кроме того, статья 18 закона о рекламе предписывает при распространении рекламы по электросетям получение согласия абонента - причем в письменном виде.

Представители "Вымпелкома" утверждают, что они уточняли позицию ФАС по данному вопросу и получили соответствующий ответ.

Интересно, что аналитики рынка считают, что навряд ли операторы, чьи абоненты подверглись телефонному спаму от Билайн, понесли серьезный ущерб от неэтичных действий конкурента. Так, по мнению президента Российской ассоциации маркетинговых услуг Сергея Моисеева, как правило, лишь 150 абонентов из 1000 поддаются уговорам и вообще соглашаются принять "телефонный подарочек".

Следует отметить, что "Вымпелком" не впервые уличается в подобных действиях. В СМИ появилась информация о поступлении жалоб из регионов. Приход телефонного спама в столицу и рассмотрение дела Экспертным советом ФАС должны положить конец этой практике. В противном случае владельцы мобильных телефонов рискуют получать в дальнейшем по нескольку десятков телефонных звонков в день с предложением различных товаров и услуг.

Бизнес