Кандидатуру 64-летнего Владимира Буковского предложила инициативная группа, состоящая из девяти человек. В группу входят, в частности, политолог Андрей Пионтковский, журналисты Владимир Кара-Мурза-младший и Александр Подробинек, лидер молодежного движения "Мы" Роман Доброхотов, бывший посол России во Франции и член Общественного комитета защиты ученых академик РАН Юрий Рыжов.
Вчера же стало известно, что Владимир Буковский в ответном заявлении дал согласие баллотироваться на пост президента в ходе предстоящих выборов.
Напомним, что Буковский четырежды подвергался аресту из-за своих политических убеждений. В декабре 1976-го его обменяли на самого известного политзаключенного Запада - лидера коммунистической партии Чили Луиса Корвалана. Обмен произошел в Швейцарии, куда Буковский был привезен под конвоем и в наручниках.
Несмотря на свой богатый политический опыт, известный в прошлом диссидент на этот раз, похоже, не сможет сыграть привычную для него с советских времен роль "знамени оппозиции". И причиной тому станут не "козни властей", а юридическая неподкованность самих сторонников Буковского, выдвинувших его на пост президента. Как пояснил "РГ" глава Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Юрий Шарандин, в Конституции РФ содержатся ограничения, не позволяющие баллотироваться на высший в России пост тем гражданам, которые проживают вне пределов нашей страны. "В части второй статьи 81 Основного Закона страны говорится, что на пост президента может баллотироваться гражданин России, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Обратите внимание на настоящее время причастия "проживающий" - не "проживавший", а именно "проживающий". То есть, на мой взгляд, эта норма не оставляет шансов господину Буковскому участвовать в президентской кампании. Хотя ради личного пиара он может, как говорится, "подергаться", - считает Шарандин.
По мнению Юрия Шарандина, у Владимира Буковского и его сторонников нет также шансов и на то, чтобы опротестовать эти ограничения в Европейском суде по правам человека. Европейская конвенция о защите прав человека допускает введение в национальное законодательство подобных ограничений.