В январе - апреле 2007 года российские инвестиции в основной капитал выросли на феноменальные 19,9 процента.
Прирост реальных располагаемых доходов населения достиг 11,5 процента, заработной платы - 18,5 процента, а розничного товарооборота - 13,6 процента.
С учетом конкурентоспособности отечественной промышленности и предпочтений потребителей все это создает идеальные предпосылки для вторжения зарубежных товаров. Уже сейчас понятно, что в макроэкономическом смысле 2007 год станет прежде всего годом импорта.
Никогда еще за современную российскую историю ввоз товаров не рос так интенсивно и практически по всему ассортименту - от машин и оборудования до продовольствия и сырья для его производства.
Наступление по всему фронту
Традиционно в мировой экономической истории рост импорта всегда свидетельствовал об оживлении хозяйственной активности, усилении международного разделения труда, снижении издержек и повышении в конечном счете производительности.
В итоге выражение "импортировать или умереть" со второй половины XX века стало лозунгом "открытой экономики", символом структурной перестройки и развития международной торговли, возможностью для каждой страны реализовать свои сравнительные преимущества. Особенно важным, начиная с 1950-х годов, было снижение протекционистских барьеров в рамках многосторонних торговых переговоров ГАТТ-ВТО и стремительный рост обмена готовыми промышленными изделиями, последующей интернационализацией производства, производственной кооперацией и увеличением взаимных инвестиций. В результате протекционистские барьеры за три десятилетия снизились с 30-40 до 3-5 процентов, а либерализация потоков капитала позволила большой группе стран уменьшить неравномерность экономического развития.
Но одновременно стали нарастать и издержки "открытой экономики". Теоретически их вроде бы и не должно было быть в силу закона эквивалентности товарного обмена. А сложившиеся в мировой торговле в последние десятилетия устойчивые диспропорции приводят к крамольной мысли о том, что эквивалентность обмена существует лишь в неких идеальных условиях, то есть по существу является одним из мифов экономической теории.
Во всем ли рубль виноват?
Однако не будем углубляться в теоретические дебри. Наблюдаемая с 2005 года нарастающая экспансия российского импорта поставила перед промышленностью вопрос о тактике и стратегии конкурентной борьбы и выживании в целом.
Сразу же оговоримся, что мы не считаем укрепление рубля ключевым фактором ослабления российской конкурентоспособности. Во-первых, оно достаточно уверенно контролируется Банком России, идет в основном по отношению к доллару США и является прежде всего первоочередной проблемой инвестиционного выбора держателей американской валюты.
Во-вторых, очевидно, что нарастание импорта в 2005-2007 годы обусловлено прежде всего абсолютным расширением инвестиционного и потребительского спроса, предпочтениями покупателей, а не сравнительным удешевлением импортных товаров, как это было бы в случае резкого изменения курсовых соотношений.
Наконец, в-третьих, столь же очевидно, что совокупный спрос во все большей степени поддерживается политикой доходов бюджета и кредитной экспансией, в том числе и через нарастание корпоративной и банковской задолженности перед нерезидентами. То есть речь идет не только и не столько о традиционной неконкурентоспособности отечественной промышленности, сколько об активном вступлении в игру нового фактора - неконкурентоспособности российской финансовой системы, которая не может предоставить адекватные объемы и условия предоставления финансовых услуг ни промышленности, ни торговле, ни населению.
Россияне предпочитают импорт
Не хотелось бы прибегать к "катастрофическим" оценкам и прогнозам, но развитие ситуации с импортом в 2007-2009 годах представляется слабоконтролируемым и необратимым. Импорт наступает по широкому фронту, активно поддерживается иностранным финансовым капиталом и не способствует технологической модернизации российской промышленности, тем более - наращиванию ее экспортного потенциала.
Согласно недавнему исследованию Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), "интенсивное расширение машиностроительного импорта вопреки официальным заявлениям не обеспечивает активной модернизации российских предприятий". Все дело в том, объясняют эксперты ИКСИ, что увеличение импорта машиностроительной продукции происходит за счет интенсивного наращивания закупок продукции потребительского назначения.
Согласно данным Росстата, приводимым в исследовании ИКСИ, общий объем импорта иностранных товаров в РФ с 1999 по 2006 год увеличился более чем в 3 раза. Еще более высокими темпами вырос импорт машиностроительной продукции - в 7,5 раза. В результате доля машиностроительной продукции в общем объеме импорта выросла в полтора раза - с 28 до 42 процентов.
Минэкономразвития в своих регулярных ежемесячных мониторингах неоднократно подчеркивало, что импортное оборудование способствует расширению инвестиций в модернизацию производства на российских предприятиях. Однако исследователи ИКСИ пришли к другим выводам. Дело в том, что, по данным за 2005 год, например в структуре машиностроительного импорта, доля продукции инвестиционного назначения составила 49 процентов, потребительского - 39 процентов и промежуточного - 12 процентов. Но динамика импорта машиностроительной продукции инвестиционного назначения, рассчитали эксперты, существенно отстает от темпов роста импорта потребительских товаров. За 1999-2005 годы импорт машиностроительной продукции потребительского назначения вырос в 13,4 раза. Инвестиционный импорт, а вместе с ним и импорт промежуточных товаров за аналогичный период выросли значительно более медленными темпами - соответственно в 3,5 и 3,7 раза.
Иномарки вне конкуренции
Но на этом пессимизм доклада ИКСИ не исчерпывается. Несмотря на наблюдаемый рост объемов машиностроительного импорта инвестиционного назначения, его вклад в процесс обновления основных фондов в целом снижается. В 2005 году доля инвестиционного импорта в объеме вводов основных фондов составила 19 процентов по сравнению с 24 процентами в 1999 году.
В последние несколько лет доля машиностроительной продукции инвестиционного и промежуточного назначения в общем объеме российского импорта остается стабильной на уровне 20 и 5 процентов соответственно. Более того, расчеты ИКСИ показывают, что основным фактором активного роста машиностроительного импорта является интенсивное наращивание закупок за рубежом потребительской продукции. В частности, ее доля в общем объеме импорта увеличилась в 4 раза - с 4 процентов в 1999 году до 16 процентов в 2005 году.
На остатках чужой роскоши
Выводы исследователей закономерны. В результате экспансии машиностроительного импорта складывается ситуация, когда внутренний спрос на товары машиностроения все в большей степени удовлетворяется за счет импорта конечной продукции вместо развития собственного производства за счет приобретения импортного оборудования. Напомним, что к аналогичным и даже еще более резким выводам приходят и другие исследователи (см. "Российскую бизнес-газету" от 10 апреля и 15 мая 2007 года). Модернизация промышленности все еще ориентирована на стратегию импортозамещения, которая, во-первых, не срабатывает при первых же проблесках спросовых ограничений. Во-вторых, ориентация на внутренний рынок не обеспечивает развитие машиностроительного экспорта, повышение качества и конкурентоспособности, технологического уровня готовых промышленных изделий.
Наконец, и это, может быть, самое серьезное. Такая промышленная политика не оставляет места для оригинальных исследований и разработок, лишает отечественной производственно-внедренческой базы фундаментальные исследования в области нанотехнологий и других прорывных направлений XXI века.
Экономика России в январе- апреле 2007 года
Структра импорта машиностроительной продкции (ТН ВЭД 84-90)