Анонимные источники с американской стороны за несколько дней до понедельника не скупились на общение с прессой, дозированно выдавая задания, которые Белый дом поставил перед своим послом в Ираке Райаном Крокером. Тот возглавил американскую делегацию, которая вчера в резиденции иракского премьера в самой охраняемой "зеленой" зоне Багдада встретилась с иранцами. Тегеран также выбрал в качестве главного переговорщика посла Ирана в Ираке Хассана Каземи Куми. Именно на послов была возложена историческая миссия - провести первые американо-иранские переговоры начиная с 1979 года.
В действительности первую пробную попытку поговорить друг с другом представители внешнеполитических ведомств двух стран предприняли несколькими неделями ранее. 4 мая на египетском курорте Шарм-эль-Шейх в рамках конференции по проблемам помощи Ираку парой приветственных фраз обменялись госсекретарь США Кондолиза Райс и министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки. Правда, в итоге попытка все же завершилась скандалом. Увидев, что за обеденным столом его пытаются посадить напротив Райс, Моттаки отказался от трапезы. Правда, официально было объявлено, что иранского министра смутил внешний вид одетой в шикарное красное платье скрипачки, которую пригласили сыграть для высокопоставленной публики.
На этот раз в Багдаде ничто не смутило ни одну, ни другую сторону. По словам представителя иракского правительства Али ад-Даббага, переговоры прошли в "сердечной" атмосфере. И все же два часа "чистого" дипломатического диалога в итоге больше напоминали два монолога в присутствии иракского премьера Нури аль-Малики. На то что по итогам этой встречи могут быть достигнуты хоть какие-то договоренности, никто в действительности не рассчитывал. Уровень переговаривавшихся был явно слишком низок для принятия решений. Впрочем, перед послами, очевидно, были поставлены иные задачи, которые они, судя по всему, успешно выполнили.
Стороны заранее по взаимному согласию решили до предела сузить тему предстоящей встречи. Говорили только о ситуации в Ираке. Из повестки дня были исключены и иранское ядерное досье, и ситуация вокруг ливанского движения "Хезболла". Однако и одной только темы - о ситуации в Ираке, сторонам было вполне достаточно, чтобы огласить на этот раз впервые без посредников длинный список взаимных упреков и обвинений.
Как стало известно "Вашингтон пост", американцы собрали достаточно доказательств растущего военного присутствия Ирана на иракской территории. Иранскому послу были продемонстрированы вооружения, которые Тегеран поставляет и шиитским, и суннитским повстанческим группировкам в Ираке. Главная задача посла Крокера, очевидно, заключалась в том, чтобы дать понять иранской стороне - Вашингтону хорошо известны все секретные операции Ирана в Ираке.
Как раз накануне встречи в Багдаде американский журнал "Ньюсуик" сообщил о том, что разведка США наконец идентифицировала главное иранское ведомство, отвечающее за координацию действий Тегерана в Ираке. Речь идет о сверхсекретном "Департаменте 9000", входящем в иранский Корпус стражей исламской революции.
Между тем
Иранцам же, судя по всему, встреча в Багдаде была нужна для продолжения своей информационной войны с Вашингтоном. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад за несколько часов до начала переговоров не удержался и заявил: "Те, кто угрожал нам несколько месяцев назад, теперь просят переговоров".