29.05.2007 01:00
Экономика

Немецкие компании возвращаются на российский рынок

Текст:  Юрий Ершов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4375)
Читать на сайте RG.RU

О том, как живут немцы в России, "РГ" рассказал председатель правления Союза немецкой экономики в РФ Йорг Хеч.

Российская газета | Не могли бы вы назвать хотя бы приблизительно число немецких фирм и компаний, действующих на российском рынке? На каком бизнесе они специализируются?

Йорг Хеч | Сейчас в России работают около четырех с половиной тысяч немецких фирм, в одной только Москве примерно три тысячи. Немецкие компании работают в более чем двух третях субъектов Российской Федерации, причем тенденция налаживания сотрудничества с регионами по-прежнему сохраняется. К примеру, в Ленинградской области действует 251 представительство и 312 фирм с немецким капиталом. В Калининградском регионе в прошлом году зарегистрировано 380 фирм с немецким участием, в том числе 132 - со стопроцентным немецким капиталом. По данным новосибирского филиала Представительства немецкой экономики, в сфере его ответственности в Сибири работают 79 немецких фирм, из которых 52 со стопроцентным немецким капиталом.

Классический путь освоения российского рынка немецкими фирмами выглядит следующим образом: сначала осуществляются первые продажи через собственных представителей или торговых партнеров. Если такие сделки оказываются успешными, то немецкие фирмы учреждают свои представительства в России, с тем чтобы лучше и интенсивнее обслуживать клиентов. А решение об инвестициях или налаживании производства немецкие фирмы принимают, как правило, лишь через несколько лет работы на российском рынке. Немецкий средний бизнес представлен сегодня в России в основном в сфере производства продуктов питания и строительных материалов, в строительной отрасли.

РГ | После дефолта 1998 года в России многие немецкие фирмы покинули российский рынок. Возвращаются ли они сейчас в нашу страну?

Хеч | Что правда, то правда. Многие немецкие фирмы, особенно средние, в результате кризиса 1998 года понесли тяжелые потери. Но тем не менее костяк немецких фирм остался в России. Условия и возможности российского рынка более чем вознаградили их за терпение. И в итоге приход новых немецких фирм в Россию, по большей части среднего масштаба, продолжается.

РГ | Много ли нареканий в адрес нашего законодательства слышно от немецких компаний, работающих здесь?

Хеч | Было бы неверно утверждать, что немецкие фирмы в России попадают в рай. Бесконечно поднимаемый вопрос - российская бюрократия со всеми ее проволочками, которые обходятся потерей времени и, соответственно, денег. Инвесторы зачастую жалуются на то, что предоставленные для капиталовложений участки земли не обеспечены инфраструктурой, что договоренности об обеспечении электричеством и газом не соблюдаются. Все это затрудняет начало производства. Возмещение или невозмещение ввозной пошлины также представляет проблему, с которой мы постоянно сталкиваемся. В общем и целом мы испытываем те же проблемы, что и российские компании. Тем не менее возможности российского рынка стоят того, чтобы преодолевать эти проблемы, хотя мы, конечно, желаем их решения и действуем в этом направлении.

РГ | Несколько слов о преимуществах российского рынка.

Хеч | Во-первых, это из года в год растущая покупательная способность российского населения, что видно из впечатляющих данных о росте розничного оборота. Доходы растут в три раза быстрее, чем предложение товаров и услуг. Российская экономика пока не в состоянии удовлетворить этот растущий спрос. Вот тут и открывается на много лет широкий рынок для тех, кто предлагает высококачественные товары.

Продолжающийся экономический рост ведет к усиливающемуся спросу на инвестиционные товары. Поскольку степень износа российских машин и оборудования высока, его надо обновлять. Поэтому в российском импорте почти половину составляют машины и оборудование, из которых треть, кстати, немецкого производства.

Укрепление рубля - это серьезное преимущество для экспортеров из еврозоны. И, наконец, но не в последнюю очередь: политическая стабильность в России - тоже важный аргумент для работы в Российской Федерации.

РГ | К слову, об инвестициях. Не могли бы назвать примерную сумму немецких инвестиций в российскую экономику?

Хеч | Тут надо различать между общими и прямыми инвестициями. С начала 90-х годов общие немецкие инвестиции составляют около 11 миллиардов долларов, прямые инвестиции - примерно три миллиарда долларов.

РГ | Известно, что помимо вашего союза в России действуют Представительство немецкой экономики в РФ и Центр информации немецкой экономики, а теперь на подходе совместная Российско-германская торговая палата. Не дублируете ли вы друг друга?

Хеч | Представительство немецкой экономики в России, которое я временно возглавляю и которое является представительством Объединения немецких торгово-промышленных палат, действует на некоммерческой основе. Оно призвано помогать всем немецким фирмам, заинтересованным в работе на российском рынке, и, естественно, российским фирмам, которые хотят выйти на немецкий рынок.

Союз немецкой экономики в Российской Федерации, председателем правления которого я являюсь, целенаправленно представляет интересы более 500 своих членов, работающих в России компаний.

Центр информации немецкой экономики - это общество с ограниченной ответственностью, которое предоставляет услуги как немецким, так и российским фирмам, в частности, в поиске партнеров, персонала, поддержке в учреждении представительств и дочерних предприятий.

Что же до Российско-германской торговой палаты, то она институируется, как мы надеемся, только в следующем году. В нее по идее должны влиться нынешний Союз немецкой экономики и Представительство немецкой экономики в РФ. Так что дублирования пока нет.

Инвестиции