29.05.2007 06:00
Общество

Как учить артиста в вузе, чтобы Россия не осталась без талантов

Как учить артиста в вузе, чтобы Россия не осталась без талантов
Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4375)
Читать на сайте RG.RU
Завтра на Совете по культуре при президенте РФ представители вузов искусства обсудят с главой государства, как сохранить традиции художественного образования в рамках Болонского процесса.

Сегодня в России 7 театральных вузов и 10 консерваторий. Придется ли им приспосабливаться к новым правилам? Станут ли теноры и актеры бакалаврами и магистрами от искусства? Об этом корреспондент "РГ" беседует с руководителем Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаилом Швыдким.

Российская газета: Михаил Ефимович, Госдума уже приняла в первом чтении законопроект о бакалавриате и магистратуре. За четыре года можно подготовить менеджера по продажам, бухгалтера... А оперного певца или балерину? В чем измерять уровень: 20 фуэте - бакалавр, 32 - магистр?

Михаил Швыдкой: Главное достоинство нашего художественного образования - его непрерывность, возможность начинать обучение чуть ли не с пеленок. Ребенок сегодня начинает заниматься музыкой в 4-5 лет. В драматическом искусстве - похожая ситуация. Сейчас вместе с Олегом Табаковым начинаем эксперимент: преподавание актерского мастерства в 9-11-х классах обычных школ. Для людей искусства двухуровневое образование, с моей точки зрения, не нужно. Не нужно скрипачу, который уже отдал инструменту 10-15 лет, учиться общей специализации в бакалавриате и повышать квалификацию в магистратуре.

То, что сегодня художественное образование пытаются "вписать" в Болонский процесс, безусловно, важно. Потому что это система, когда к единому знаменателю приводятся дипломы вузов разных стран.

Окончив консерваторию, допустим, в Санкт-Петербурге или Ростове, можно спокойно подтвердить свой уровень знаний в Париже или в Страсбурге. Но не стоит забывать: российскому художественному образованию все-таки больше 250 лет. И когда не было еще никакого Болонского процесса, каждый пятый музыкант в заграничных оркестрах был из России. На мой взгляд, это более важный показатель, чем сертификация дипломов.

РГ: На деловом завтраке в "РГ" в прошлом году вы говорили, что для того чтобы на сцену вышел симфонический оркестр, нужно, чтобы 10 тысяч детей по всей России пошли в музыкальные школы. Но может статься, что скоро учить их будет некому. Педагог дополнительного образования (а именно так именуются сегодня музыкальные и художественные школы) получает копейки.

Швыдкой: Действительно. Сегодня огромная армия "творческих" педагогов по существу лишена всех привилегий, которые имеют педагоги обычных школ. И если обычные учителя получают сегодня мизерную зарплату, то что уж говорить о педагогах музыкалок с доходом 2 тысячи рублей. Это просто оскорбительно. Художественное образование должно сохраниться в системе культуры и быть специальным. Но учителей просто необходимо уравнять в правах. Иначе окончательно упадет престиж профессии, а вузы искусства потеряют немалую долю своих абитуриентов. Одна из задач государства, на мой взгляд, - вернуть достоинство профессии, вернуть все привилегии учителям дополнительного образования.

РГ: Раньше у каждого ученика в дневнике хотя бы раз в неделю появлялся предмет "Музыка" или "Пение". Сейчас это явление в школах - редкость. Как считаете, нужны ли специальные "творческие" предметы в общем образовании?

Швыдкой: Проблему художественного образования в школах мы тоже обязательно обсудим на завтрашнем Совете. Дело в том, что, говоря простым языком, мы сейчас бесконечно теряем публику. И дело не в том, что не перед кем будет играть, ставить спектакли. России нужны творчески ориентированные люди. Они нужны и в дипломатии, и в инженерии, и в науке. Недостаточно просто знать различия между ямбом и хореем. Нужен творческий подход к решению жизненных проблем. Возвращение к художественному образованию в общеобразовательные школы поможет нам привить детям такой подход. Вернуть музыку, пение, рисование, эстетическое воспитание начиная уже с первых классов. Через искусство дети лучше понимают сложность мира и бытия. И, уверяю вас, дети, которые с малых лет знают, что такое красота, не способны ни на подлости, ни на радикализм, ни на разрушение общества.

Когда-то я преподавал в Массачусетском технологическом институте. Так там 15 процентов учебного времени у инженеров занимает художественное образование. Инженер, который не понимает, что такое красота, не способен стать инженером. Физик, который не знает, что такое поэзия, не способен понять всю прелесть этой науки. Поэтому для нас сегодня очень важно вернуть художественное образование не только в общеобразовательные школы, но и в институты широкого профиля.

Образование Минкультуры