29.05.2007 03:05
Экономика

"Тольяттиазот" намерен защититься от налоговиков в суде

Крупнейший в мире производитель аммиака намерен обжаловать выставленные на днях претензии
Текст:  Анна Рыжкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4375)
Читать на сайте RG.RU

 

 

Налоговые органы предприняли очередную попытку уличить химический гигант в сокрытии истинных доходов. На сей раз претензии проверяющих коснулись деятельности предприятия в 2003 году, по итогам которой государство якобы не досчиталось 611 миллионов налоговых рублей, а с учетом пеней и того больше - 883 миллиона рублей. У представителей ТоАЗа неожиданное решение сотрудников УФНС по Самарской области не вызывает ничего, кроме недоумения.

ОАО "Тольяттиазот", которое остается сегодня одним из ведущих представителей российской и зарубежной химической индустрии, в течение нескольких лет вынуждено отбиваться от мощнейшей атаки, в ходе которой оказывается серьезное давление как на руководителей предприятия, так и на весь трудовой коллектив. С начала 2005 года сотрудниками УФНС по Самарской области проведено на ТоАЗе 123 проверки, 5 из которых были выездными, 118 - камеральными. Пытаясь уличить руководителей корпорации и само предприятие в крупных финансовых махинациях, структуры, осуществлявшие проверки, изъяли с предприятия едва ли не все финансовые документы. Правда, пока поставленных целей достичь не удалось. А потому проверки с целью отыскать в деятельности корпорации признаки каких бы то ни было преступлений продолжают инициироваться с завидной регулярностью. С точки зрения самого "Тольяттиазота" это не может быть совпадением, а скорее напоминает сюжеты известных захватов.

Недавно УФНС по Самарской области вынесло решение, которое, по признанию представителей ОАО "Тольяттиазот", вызвало у них искреннее недоумение. В соответствии с представленным актом, ставшим, по всей видимости, итогом одной из повторных проверок, число которых достигло на сегодняшний день 50, предприятие в 2003 году якобы не доплатило определенную часть налогов на прибыль, имущество и НДС. По расчетам налоговиков, общая сумма задолженности ТоАЗа за отчетный период составила 611 миллионов рублей, а с учетом набежавших за прошедшие годы пеней предприятие оказалось должно государство 883 миллиона рублей.

На днях представители ОАО "Тольяттиазот" провели "круглый стол", в ходе которого поделились своими размышлениями относительно сложившейся ситуации. В процессе обсуждения проблемы выяснилось в первую очередь, что налоговые органы обвинили корпорацию в занижении налоговой базы по продажам аммиака, реализации продукта по ценам, отстающим от мировых показателей, а также чрезмерно высоком потреблении газа, который химики якобы расходовали вопреки установленным лимитам.

В ответ на предъявленные претензии "Тольяттиазот" направил в проверяющую инстанцию возражения, которые коснулись 31 пункта вынесенного по итогам проверки решения, однако, по сообщению СМИ, "ни одно из возражений, представленных предприятием в ответ на заключение налоговых органов, проверяющими к сведению принято не было, а подтверждающие невиновность завода документы и результаты экспертиз налоговики попросту оставили без внимания".

- Проводя экспертизу цен, по которым в 2003 году завод продавал продукцию, и объема производства, действовавшего в тот период, проверяющая инстанция по каким-то причинам закрыла глаза на целый ряд существенных условий и факторов, влияющих на исследуемые показатели, без которых тем не менее выпуск и транспортировка аммиака невозможны в принципе, - заявил начальник юридического управления "Тольяттиазот" Олег Крюков. - В экспертном заключении, например, указан объем аммиака, который завод смог бы выпустить в 2003 году только в условиях непрерывной работы в течение всего года. Однако в соответствии с проектом эксплуатации агрегатов работать они могут только 330 дней в году, оставшееся же время необходимо для диагностики и ремонта оборудования, что так и не было учтено в ходе проверки. Еще более странным выглядит, на наш взгляд, методика сравнения рыночных цен на аммиак, в соответствии с которой проверяющие не только ссылались на возникшие буквально с потолка данные, но и опять-таки отказывались учитывать такие значимые для ценообразования элементы, как хранение и транспортировка аммиака. Тем временем жидкий аммиак - химически опасное вещество, которое требует к себе повышенного внимания, а вместе с ним и значительных финансовых затрат.

Оказалось, что осуществлявшие проверку лица выставили ТоАЗу претензии, по которым предприятие в исследуемом году якобы превысило утвержденные лимиты потребления газа. При составлении заключения налоговики, видимо, не учли специфики работы выпускающего аммиак завода, сравнив "газовые" показатели ТоАЗа с аналогичными показателями других предприятий химической отрасли. И это несмотря на то, что специфика производства жидкого аммиака содержит целый перечень принципиальных особенностей, что делает его сравнение с процессом выпуска другой химической продукции по меньшей мере некорректным.

Не менее странно выглядят претензии, основанные на частичной неуплате ТоАЗом имущественного налога. "Ситуация в крайней степени абсурдна, потому как схему, по которой налоговики исследовали соответствующие налоговые выплаты предприятия, не в состоянии объяснить никто, - продолжает Олег Крюков. - Дабы понять причину нашего недоумения относительно имущественных претензий, приведу простой пример, который явно покажет методику работы проверяющей инстанции. Предположим, что инспекция взялась за проверку жилого дома, итогом которой стали сразу три заключения. Согласно идее налоговиков, первое заключение гласит, что здание введено в эксплуатацию, второе сообщает о том, что в эксплуатацию объект пока не включен, а по третьему заключению исследуемого здания вообще не существует. Такой сумбурный подход к проверке привел к тому, что позиция налоговых органов в буквальном смысле различна для каждого вида налогов, а потому дать какое-либо объяснение подготовленным таким образом заключениям довольно проблематично".

Что произойдет в случае, если налоговые претензии продолжат поступать с такой периодичностью, нетрудно предположить, основываясь на имеющихся примерах, - возможный арест счетов, за которым последует банкротство предприятия. Это в свою очередь может вызвать не только социальный взрыв - "за бортом" могут оказаться тысячи работников и их семей, но и в значительной мере сказаться на бюджете Самарской области, ведь "Тольяттиазот" является одним из крупнейших налогоплательщиков региона.

Представители компании считают решение УФНС по Самарской области необоснованным и незаконным. Юристы компании намерены обжаловать ненормативный акт в ФНС России и арбитражном суде.

Более того, как пишут СМИ, в ближайшие дни юристы планируют направить в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа кассационную жалобу на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда. Поясним, что в начале мая этот суд не только отклонил заявление ОАО "Тольяттиазот", но и оставил в силе решение Арбитражного суда Самарской области, вынесенное 15 февраля 2007 года, в соответствии с которым предприятие с легкой руки сотрудников МРИ ФНС должно выплатить государству доначисленных налогов за 2003 год на сумму 12 млн. 226 тыс. руб. Представители общества с решением судебной инстанции мириться не намерены по той простой причине, что судьи рассудили, что расходы на оплату контрактов с привлеченными юридическими компаниями и подготовку аудиторской отчетности завод должен оплачивать из собственной прибыли. Тогда как существующая юридическая и налоговая практика вкупе с многочисленными решениями судов подтверждает позицию ТоАЗа, суть которой проста: оплата аудиторских и юридических услуг закреплена в статье расходов компании. Позиция компании подкреплена и решением суда, который в октябре прошлого года по совершенно аналогичному делу, относящемуся к деятельности предприятия в 2002 году, встал на сторону ОАО "Тольяттиазот", а решение налоговиков, по данным ИА "Прайм-ТАСС", назвал "не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы предприятия".

На предприятии склоняются к мысли, что, инициируя подобные проверки, приводящие к появлению многомиллионных претензий, некие лица пытаются добраться до акций предприятия, которых никак не могут найти.

Впрочем, говоря о неожиданно возникшей лавине претензий, на предприятии склоняются к тому, что необоснованность выводов со стороны налоговых органов подтверждает, что силы инициаторов этих проверок, видимо, сходят на нет.

Кстати, говорить о неудаче, которая в ближайшее время может постигнуть некоторых заинтересованных лиц, позволяет еще и то, что, по сообщению ИА "Прайм-ТАСС", Арбитражный суд Самарской области отклонил иски компании Tringal Equities Inc к ЗАО "Корпорация "Тольяттиазот" и членам совета директоров ТоАЗа с требованием возместить 1 миллиард 142 миллиона рублей ущерба, который якобы был нанесен предприятию в 2005 году от продажи аммиака по заниженным ценам.

Претензии Tringal Equities Inc базировались на экспертизе некоего ООО "Эксперт-ГУМ", в основу которого были положены сфальсифицированные, как установила прокуратура Октябрьского района Самары, письма швейцарского партнера ТоАЗа в адрес самого предприятия о согласовании цен на аммиак. Еще в середине марта прокуратура возбудила уголовное дело по факту предоставления Tringal Equities в суд подложных документов.

Представители офшорной компании заявили, что письма были взяты с одного из электронных сайтов. А из нотариально заверенного письма руководителя швейцарской компании следует, что он никогда не подписывал эти письма, а его подпись на них, по его мнению, исполнена с помощью технических средств.

Взвесив все "за" и "против", Арбитражный суд Самарской области счел доводы представителей Tringal Equities необоснованными, и иски офшорной компании, действия которой, по всей видимости, продиктованы заинтересованными лицами, были отклонены.

Похоже, разумных доводов у заинтересованных лиц не осталось. Недавно пресс-секретарю ОАО "Тольяттиазот" Игорю Башунову было предъявлено обвинение по ст. 308 (отказ от дачи показаний) УК РФ, с него взята подписка о невыезде. По данным ИА "Интерфакс", впервые в России уголовному преследованию подвергается человек, отказавшийся отвечать на вопросы следователя, сославшись на ст. 51 Конституции РФ (дает право "не свидетельствовать против себя самого"). Адвокаты считают, что "причина преследований кроется именно в профессиональной деятельности журналиста, освещавшего ход расследования явно надуманного уголовного дела в отношении руководства ОАО "Тольяттиазот".

Создается ощущение, что, организуя подобные провокации, некие лица, осознающие провальность намеченного поглощения одного из крупнейших заводов страны, пытаются ухватиться за соломинку. И это дает трудовому коллективу ОАО "Тольяттиазот" надежду, что в недалеком будущем атака со стороны недоброжелателей прекратится вовсе.

Экономика Самарская область Средняя Волга Тольяттиазот