Как свидетельствуют результаты второго исследования информационной открытости российских УК, организация и совершенствование сервисов для клиентов на интернет-сайтах стала наиболее заметным позитивным результатом за прошедшие полгода (первое исследование датировано октябрем 2006 года).
Другим положительным сдвигом стало хоть и не очень большое, но все же заметное увеличение количества УК, на сайтах которых есть информация об управляющих активами. Кроме того, вырос объем сведений, которые компании сообщают об управляющих.
В то же время управляющие компании стали гораздо более вольготно относиться к обязательному раскрытию информации о своем финансовом положении. Менее половины УК, вошедших во второе исследование, своевременно разместили на сайтах текущую бухгалтерскую отчетность.
В первом исследовании, которое проводилось экспертами минувшей осенью, участвовали 76 управляющих компаний, имеющих открытые и интервальные ПИФы с совокупной стоимостью активов не менее одного миллиона долларов. За полгода количество таких УК увеличилось до 91. По итогам нынешнего исследования среднее значение индекса информационной открытости составило 75 пунктов против 77 в октябре прошлого года.
В то время как большинство компаний, которые были охвачены предыдущим исследованием, улучшили свои результаты, снижение среднего показателя во многом объясняется включением в список новых УК, которые за это время "доросли" до установленных методологией "Интерфакс-ЦЭА" критериев.
Большинство управляющих компаний, вошедших в список повторно, улучшили или сохранили свои показатели на прежнем уровне. Так, из 74 повторно исследуемых компаний у 39 индекс информационной открытости вырос, у 8 сохранился на том же уровне, а у 27 - снизился.
В среднем без учета компаний, рассмотренных впервые, средний индекс информационной открытости вырос на 1 пункт - до 78 баллов.
Средний индекс по выборке, состоящей из компаний, впервые вошедших в список, составил всего 64 балла. Кроме того, основная часть "новых" компаний находится ближе к концу списка и по такому показателю, как объем активов в ПИФах. В связи с этим зависимость индекса информационной открытости от объема СЧА фондов компании стала более явной, чем полгода назад.
Наиболее заметные положительные изменения за полгода произошли в организации сервисов для клиентов на сайтах управляющих компаний. В связи с этим эксперты посчитали возможным увеличить долю категории "Сервис на сайте" в структуре индекса, добавив 0,5 балла за дополнительные усилия, направленные на повышение удобства пользования сайтом. Но даже без учета этого пункта средний результат по разделу "Сервис на сайте" вырос по сравнению с октябрем 2006 года на 35 процентных пунктов. Дополнительные полбалла были присвоены 21 компании. Среди услуг, которые управляющие готовы предложить посетителям сайтов - предварительная заявка на покупку, обмен или погашение паев, развернутый "ликбез" и всевозможные тесты для начинающих пайщиков, советы при принятии решений об инвестировании и др.
Управляющие компании стали в более полном объеме предоставлять информацию об управляющих активами - так, если полгода назад лишь 26 процентов компаний рассказывали о своих управляющих, то теперь таких оказалось 39 процентов. Этот факт, безусловно, является позитивным, свидетельствуя о том, что УК постепенно осознают право пайщиков знать, кто именно занимается управлением их деньгами.
Подробности стратегий инвестирования подавляющее большинство управляющих компаний по-прежнему оставляют "за кадром", ограничиваясь общими словами. Из 91 компании более-менее содержательную информацию о стратегиях предоставляют 10. В то же время еще пяти УК были добавлены 0,5 балла за публикацию сведений об организации инвестиционного процесса - в этих случаях клиент получает хотя бы общее представление об этапах инвестирования, функциях инвестиционного комитета, взаимосвязях между различными подразделениями компании.
Готовность управляющих компаний к оперативному раскрытию сведений о своем финансовом положении оказалась заметно ниже, чем в октябре 2006 года. В первую очередь это касается квартальной бухгалтерской отчетности (балансов и отчетов о прибылях и убытках). В частности, по состоянию на середину мая отчетность за первый квартал текущего года была представлена на сайтах лишь 42 компаний - менее половины, в то время как российское законодательство обязывает УК публиковать эти важные сведения в течение месяца со дня окончания отчетного периода, то есть не позднее 1 мая.
С годовой бухгалтерской отчетностью ситуация обстоит получше, хотя она также далека от идеальной: отчетность за 2006 год опубликована на сайтах 79 компаний из 91. Для сравнения: в октябре прошлого года квартальную и годовую отчетность предоставили соответственно 66 и 65 компаний из рассмотренных 76.
В свою очередь, отчетность паевых фондов (квартальные справки о стоимости активов, справки о СЧА и проч.) публикуется более оперативно - такая информация есть на сайтах 83 компаний (91 процент от общего количества против 95 процентов в октябре 2006 года).
К числу немногочисленных позиций, по которым результаты УК несколько улучшились, относятся доступность аудиторских заключений (информацию о них предоставляет 87 процентов компаний против прежних 84 процентов) и наличие данных о вознаграждении управляющих компаний (рост с 79 до 87 процентов). К сожалению, это обстоятельство не способно компенсировать отсутствие прочих важных сведений, и в целом остается констатировать, что отсутствие должного внимания к раскрытию обязательной финансовой отчетности по-прежнему сдерживает общую оценку информационной открытости российских УК.
В то же время большинство управляющих компаний, участвующих в пенсионной реформе, аккуратно относятся к ежеквартальному раскрытию на сайтах информации об инвестировании пенсионных накоплений и в целом соблюдают требования стандартов, утвержденных приказом Минфина РФ от 22 августа 2005 г. N 107н.
Из 55 частных УК лишь 12 (чуть более 20 процентов) практикуют вольный порядок раскрытия, в основном это касается наличия архива за предыдущие периоды.
Несколько компаний раскрыли не все положенные стандартами справки, решив ограничиться расчетом доходности инвестирования и еще одним-двумя документами, но таких единицы. На сайтах всего лишь двух УК по данным на 15 мая полностью отсутствовала текущая информация об инвестировании по итогам 1 квартала 2007 года.
Круг участников рынка пенсионных накоплений достаточно узок, что обеспечивает пристальное внимание к этому сегменту со стороны регулятора, в том числе и к процедурам раскрытия, и не дает управляющим "расслабляться".
Методика оценки информационной открытости УК претерпела некоторые изменения. В частности, было решено не требовать пока от компаний наличия годовых отчетов, поскольку такие документы публикуют очень немногие компании, а содержащаяся в них информация часто носит формальный характер и фактически дублируется на интернет-сайте.
В перечень показателей, которые учитываются при расчете итогового индекса информационной открытости, было включено две новых позиции - "Организация инвестиционного процесса" (добавлена в блок необязательной информации раздела "Информация юридического характера и внутрикорпоративная информация"), а также "Дополнительный сервис" (добавлена как необязательная в раздел "Качество сервиса на сайте"). По обеим новым позициям выставлялось либо "0" баллов - в случае отсутствия информации, либо "0,5" - в случае ее наличия.
Таким образом, для каждой компании качество и полнота информационного раскрытия оценивалась по 28 позициям, из которых 13 являются обязательными. Максимальный суммарный балл, который могла получить компания, остался равен 24, максимальный балл, отражающий степень раскрытия обязательной информации - 13.
Необходимо отметить, что несколько компа ний, имеющих необходимый объем активов в открытых или интервальных ПИФах, не были включены в список по причине слишком малого срока работы фондов (например, формирование фонда было закончено только весной этого года). В таких случаях сравнение с фондами, представленными на рынке более продолжительное время, представляется некорректным.
Среднее значение индекса в группах компаний в зависимости от объема СЧА