31.05.2007 06:00
Общество

Александр Кабаков: "Настоящий писатель должен находиться в "коротком списке"

Объявлен "короткий список" премии "Большая книга"
Текст:  Павел Басинский
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4377)
Читать на сайте RG.RU
В Москве вчера объявили "короткий список" самой крупной литературной премии России "Большая книга" второго сезона существования. Он оказался гораздо сильнее, чем "короткий список" первого сезона.

Конечно, это не заслуга премии. Заслуга ее в том, что она нормально и ровно работает, начиная с первого (то есть прошлого) года своего существования. Сегодня очевидно, что по результатам "Большой книги" можно, пусть и приблизительно, судить о литературно-издательской активности в стране. И хотя в премиальные списки, согласно положению, попадает лишь "большая" проза (повести, романы, мемуары, художественные исследования), но именно "большая" проза наиболее точно свидетельствует о жизнеспособности любой национальной литературы. Неслучайно почти все крупнейшие мировые премии за литературу вручаются в основном за романы, будь то английский "Букер" или французская премия братьев Гонкур.

Разумеется, произведения, вошедшие в "короткий список" "Большой книги", были написаны уж точно не в 2006 году, когда они были опубликованы, а, скорее всего, годом раньше. Но о литературной активности традиционно судят по вершкам, а не по зернам. Покойный критик Владимир Лакшин в одной устной беседе сравнивал культуру с огородом. Хорошая почва, теплые дождики и отсутствие резких перепадов температур. Это хотя и спорно (есть понятие о культуре как "взрыве), но очень убедительно. Социальная стабильность благоприятнее для "вершков" литературы - это точно.

В 2006 году русский роман (и в целом крупные жанры) "рванул". Но не смысле "взрыва", а в плане разрастания вширь. В "длинный" и "короткий" списки "Большой книги" попали романы очень разные: роман-путешествие, любовный роман, филологический роман, социальная мистика, роман-памфлет, эмигрантский роман нового поколения, социально-психологическая проза. Один из лидеров "Большой книги" этого года Алексей Слаповский, наконец, написал то, что от него вполне естественно ожидалось как от автора успешных телесериалов ("Участок", "Остановка по требованию") и в то же время талантливого писателя. Его "Синдром Феникса" это роман-сериал, состоящий из серий-фрагментов, которые прокручиваются перед глазами в четком телевизионном ритме.

На прочтение и обсуждение "короткого списка" у Литературной академии (Малое жюри) есть лето и начало осени. Осенью мы узнаем имена трех лауреатов. Первый получит 3 миллиона рублей, второй - 1,5 миллиона, третий - 1 миллион. Но завидовать глупо. Как показывает практика, писатели на премии особняков не строят. О вот то, что в России начинают воспринимать труд писателя как профессиональное дело, на которое можно как-то прожить, - это радует.

Короткий список "Большой книги"

Дмитрий Быков. "ЖД" (изд-во "Вагриус");

Алексей Варламов. "Алексей Толстой" (изд-во "Молодая гвардия");

Андрей Волос. "Алфавита" (журнал "Новый мир");

Лев Данилкин. "Человек с яйцом" (изд-во "Ад маргинем");

Игорь Ефимов. "Неверная" (изд-во "Азбука");

Александр Иличевский. "Матисс" (журнал "Новый мир");

Виктор Пелевин. "Ампир V" (изд-во "Эксмо");

Дина Рубина. "На солнечной стороне улицы" (изд-во "Эксмо");

Игорь Сахновский. "Человек, который знал все" (журнал "Октябрь", изд-во "Вагриус");

Алексей Слаповский. "Синдром Феникса" (журнал "Знамя");

Виктор Строгальщиков. "Слой", "Край", "Стыд" (цикл романов) (изд-во "Эпоха");

Людмила Улицкая. "Даниэль Штайн, переводчик" (изд-во "Эксмо")

Прямая речь

Владимир Григорьев, советник руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, инициатор и организатор "Большой книги":

- Сегодня мы открываем для себя новые имена в нашей сборной команде по литературе. До самого последнего момента имена писателей, вошедших в "короткий список", не были известны никому, кроме членов Совета экспертов, прочитавших огромное количество книг и рукописей. Давайте поблагодарим их за эту колоссальную работу!

Александр Кабаков, лауреат "Большой книги" 2006 года:

- Мне непонятны те люди, которые говорят, что литературных премий в России слишком много. Их мало, меньше, чем в развитых европейских странах. Хотя по объему хорошей литературы Россия превосходит многие страны в десять раз. Я искренне завидую нынешним финалистам. Настоящий писатель всегда должен находиться в "коротком списке".

Михаил Бутов, председатель Совета экспертов "Большой книги":

- В этом году среди экспертов не было того единодушия, которое наблюдалось в прошлом. Были очень полярные суждения о прочитанных произведениях. Об одном и том же одни эксперты говорили, что это новое слово в литературе, а другие - что это не выдерживает литературных критериев. В результате этой полемики и сформировался "шорт лист".

Владимир Маканин, председатель жюри "Большой книги" 2007 года:

- О литературных премиях высказываются разные точки зрения. Одни говорят, что это дележ денег, другие - что это жестокий суд над писателем. Кто-то сравнивает со спортивными состязаниями. И лишь в одной малоизвестной газете я прочел, что литературная премия - это праздник для писателя. Давайте и мы будем относиться к премии как к празднику, не забывая, что в ней присутствуют и другие оттенки.

Образ жизни Литература Госнаграды