2 июня в Казани начинается общероссийское турне Санкт-Петербургского Малого драматического театра по городам России.
Представляя уникальный проект "Легендарные спектакли Малого драматического театра - театра Европы в городах России", рассчитанный на три года, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой не скупился на эмоции: "Я, честно говоря, рад за тех, кто впервые увидит спектакли Додина, потому что, кроме всего прочего, это колоссальное наслаждение. Малый драматический театр сегодня - один из лучших не только российских, но и европейских и мировых театров. Для понимания русской жизни, ее истории и современности Лев Додин, его актеры и авторы, которые работают с театром, сделали очень много. Это уникальное явление, которое называется Малым драматическим театром, театром Додина, мы явим российской публике всем миром. Тур Юрия Башмета от Владивостока до Калининграда, гастроли филармонических коллективов в волжских городах, гастроли Большого театра в Новосибирске показывают, что необычайно остра потребность в высоком искусстве. Но экономика такого рода поездок в высшей степени сложна. Очень хочется, чтобы на концерты и спектакли попадали те люди, которые действительно хотят их увидеть и услышать, а не только те, у которых есть на это деньги. Такое невозможно сделать без поддержки государства, регионов и частного бизнеса. И гастроли Малого драматического театра будут примером частного и государственного, как теперь принято говорить, партнерства".
Художественный руководитель Санкт-Петербургского Малого драматического театра Лев Додин, по дороге из Санкт-Петербурга в Казань приехав на один день в Москву, отдал должное экономическим составляющим проекта и рассказал о художественных сверхзадачах этого турне:
- Таких больших гастролей в России у нашего театра не было давно. Когда начинались переговоры, мы думали об одном спектакле, а в результате пришли к полноценным гастролям, - везем "Братьев и сестер", "Дядю Ваню" и "Московский хор".
Дело не просто в том, что мы хотим показать свои спектакли в России. Мы действительно их хотим показать. Нас иногда не слишком умные люди упрекают, что мы слишком много играем где-то за границей. Мы любим играть дома, как только появляется такая возможность. Но нам кажется, что очень важно, чтобы наши артисты как можно больше понимали про российскую жизнь. Ведь мы ставим спектакли, связанные прежде всего с российской действительностью. И мне бы очень хотелось, чтобы зрители не просто смотрели наши спектакли, но и включались в те размышления, которые мы пытаемся вызвать ими - о судьбах России, о путях развития страны...
Я на самом деле очень взволновал перед началом этого большого проекта. Потому что так сложилась судьба театра, что вдруг я понял, что, скажем, те же "Братья и cестры" мы сыграли более чем в пятидесяти городах мира, и только в нескольких городах России.
Был трудный период, и сегодня он продолжается у многих городов и областей, когда нет денег или нет достаточного энтузиазма, чтобы принять на свои средства театр. Ведь театр - это довольно дорогое предприятие. И большая компания людей: "Братья и сестры", например, - это 75 человек. Без помощи частного бизнеса "вывезти" их на гастроли нереально. Мы проявили довольно большую энергию по привлечению соучастников, и я страшно благодарен председателю Российского cоюза промышленников и предпринимателей Александру Шохину, который первый поддержал идею.
Сегодня многие театры в провинции находятся в нелегком положении. К тому же сильно замутнены мозги относительно того, нужен ли репертуарный театр, не нужен... И сегодня важно доказать, и не бояться считать это своего рода пропагандой и агитацией, возможность полноценной жизни художественного репертуарного театра с постоянной труппой. Так что нам хочется еще этим турне поддержать уверенность в тех, кто хочет, чтобы такой театр существовал и развивался.
Мы недавно сыграли российскую премьеру "Жизни и судьбы" в Норильске. В Ханты-Мансийск и в Сургут мы привозили "Дядю Ваню", и там было очевидно, что тяга к такому театру огромна. Об этом можно судить и по зрителям, которые приходят на наши спектакли, и по количеству молодежи, - а сегодня на "Братьев и сестер" приходят 90 процентов молодых зрителей. И они, на мой взгляд, глубже понимают, чем это делали взрослые зрители 22 года назад: сегодняшняя молодежь все-таки во многом пошла дальше...