01.06.2007 03:00
Экономика

Правительство обсудит проблему польского мяса

Кто раздул конфликт вокруг польского мяса
Текст:  Евгений Арсюхин Михаил Чкаников
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4379)
Читать на сайте RG.RU
Сегодня правительство будет обсуждать проблему пресловутого польского мяса. "РГ" провела собственное расследование, чтобы выяснить, откуда в Польше взялась буйволятина, сколько в этой стране свиней, и кто платит российским ветеринарам за их работу, пока они проверяют польские предприятия.

История вопроса

Россия запретила ввоз мяса из Польши, не важно, польское оно на самом деле или идет транзитом, с 10 ноября 2005 года. Дело давнее, поэтому о том, что заставило Россию так поступить, стороны вспоминают по-разному.

В Россельхознадзоре России корреспондентам "РГ" представили справку, в которой говорится: "Поднадзорная животноводческая продукция (из Польши. - "РГ") неоднократно задерживалась не только в пунктах пропуска на госгранице РФ, но и в различных регионах страны из-за сопровождения продукции поддельными ветеринарными сертификатами". В документе также говорится, что польский минсельхоз признал свою вину в письме министра г-на Юргеля от 10 ноября 2005 года.

Однако на просьбу "РГ" показать копии документов, на основании которых мясо задерживалось, в Россельхознадзоре нам сообщили, что они "для служебного пользования". Не смогли представить нам такие данные и в ФТС. Наша настойчивость имела одно основание: эту же историю иные рассказывают совсем по-другому.

До "реальной задержки продукции дело не дошло, зато были выявлены поддельные сертификаты, что ничуть не лучше", сообщили нашим корреспондентам в Российском торгпредстве в Польше. Человек, который нашел эти сертификаты, в беседе с нами был более откровенен. Это руководитель польской фирмы Alsero Ромуальд Робачевский. Его компания в лучшие времена держала половину экспорта польского мяса в Россию, как он говорит, "потому, что я ставил во главу угла качество и таким путем боролся за клиента". В разговоре с нашими корреспондентами г-н Робачевский подтвердил, что именно он в августе 2005 года увидел копии (ксероксы) сертификатов, с помощью которых другая фирма (ее название нам выяснить не удалось) намеревалась завезти в Россию партию мяса. Сертификаты показались бизнесмену сомнительными. Он испугался, что россияне увидят подлог и поставят рогатки всем бизнесменам (так и получилось), и решил действовать на упреждение (по его словам). Он проинформировал ветеринарные власти своей страны.

Далее, по словам торгпреда России в Польше Николая Захматова, польские ветеринары всполошились сами и поставили в известность российских коллег. Завязалась переписка, "но Польша думала, что все обойдется". Не обошлось: 1 ноября поляков предупредили в последний раз, а затем прекратили поставки. К сожалению, получить комментарии на этот счет польских ветеринарных властей нам не удалось.

Проблема разрастается

Все эксперты говорят, что конфликты такого рода исчерпываются быстро. "Обычно это месяц", - сообщил нам источник в Россельхознадзоре. Но с Польшей так не получается. Почему?

В справке Россельхознадзора, которая описывает ход конфликта, 2006 год выпадает целиком. Источники в этом ведомстве сообщили нам, что в это время за польских ветеринаров взялись проверяющие из ЕС. "К сожалению, Евросоюз отказал нам категорически в доступе к материалам", - говорит источник. Другие наши источники добавляют, что в июне 2006 года комиссия ЕС действительно нашла факты нарушений, в частности, по говяжьей печени, и засекретила именно эти сведения.

А дальше случилось три события. Во-первых, по настоянию Брюсселя решение вопроса перешло в ведомства ЕС. Во-вторых, в течение прошлого года Польша принялась подвязывать к мясной проблеме другие, прежде всего политические и энергетические, о чем мы поговорим подробнее ниже. В-третьих, в самой Польше вокруг фигуры г-на Робачевского разгорелся нешуточный скандал, который явно не способствовал разрешению конфликта.

Сначала о последнем. Он предложил, чтобы весь импорт шел через один пропускной пункт, а контроль был возложен на польско-российскую Торговую ассоциацию, в которую входят фирма Alsero и другие крупные игроки. В России именно крупные поставщики диктуют правила, например при ввозе птицы, и ничего. В Польше же г-на Робачевского обвинили в том, что он хочет весь экспорт подмять под себя, ради чего якобы все и затеял. Министр сельского хозяйства Польши сказал так: "Я никогда не соглашусь на то, чтобы за экспортом мяса в Россию стояла всего одна фирма, Alsero". Г-н Робачевский в беседе с нами утверждал, что подозрения в его адрес абсурдны: "Зачем мне рубить сук, на котором я сижу". Хотел как лучше. Что же до ассоциации, то "это открытая организация, наша фирма является ее равноправным членом", а навязать "сверху" какую-то монополию "в условиях рыночной экономики просто не получится".

Тем не менее тема "плохого бизнесмена", который вынес сор из избы да еще и приехал некогда в Польшу с территории СНГ, вызвала в польской прессе шквал комментариев. Венцом стало обвинение, что именно фирма г-на Робачевского оплачивала проживание российских ветеринаров, когда они в Польше работали. Бизнесмен не стал ничего отрицать - крупные фирмы всегда сами приглашают ветеринаров, дабы упредить проблемы: "Если проблема вскроется до отправки товара, это одни деньги, а если машину завернут с границы - совсем другие".

Абсурд крепчает

Точка невозврата в конфликте была пройдена осенью прошлого года, когда Польша попыталась сорвать саммит Россия-ЕС в Финляндии, ссылаясь на то, что мясное поведение России не укладывается в рамки приличий и ЕС этого не может терпеть. Отчасти Польша достигла своего: нового соглашения между Россией и ЕС подписано в Хельсинки не было. Хотя сам по себе саммит не удалось сорвать ни там, ни в Самаре в мае этого года.

"Об этом не принято говорить, - откровенничает с нами один российский дипломат, - но вообще-то Польша прямо подвязывает к мясному вопросу такие проблемы, как Энергетическая хартия". Секрет Полишинеля - газеты пишут об этом прямо. Энергетическая хартия, которая определяет правила торговли нефтью и газом, - спорный документ даже для некоторых членов ЕС, но особенно - для России, поскольку в нем содержатся некоторые неприемлемые для нас вещи. Это прежде всего отказ от долгосрочных соглашений по торговле ресурсами (так якобы формируются сговоры), свободный доступ иностранцев к недрам и трубам РФ.

Свежим примером на этот счет является недавняя статья в одной из польских газет, одним из авторов которой, что симптоматично, является бывший министр обороны Польши Радослав Сикорский (он ушел в отставку в этом году). В статье авторы призывают Германию отказаться от Северо-Европейского трубопровода, который, по их мнению, станет "геополитической катастрофой". Только несколько цитат. Потребители "будут расплачиваться за усиление доминирования на рынке российского "Газпрома" и его союзников... После Самары Россия объявила о строительстве нового "обходного" трубопровода через Балтийское море, на сей раз нефтяного, который сделает существующие западные транспортные пути избыточными..."

А, вот наконец-то где собака порылась! 60 процентов российского газа и 95 процентов нефти транзитом идет через Польшу. В случае строительства "обходного" (хотя этот термин не точен) трубопровода этот поток сократится. Только на транзите газа страна зарабатывает 0,5 миллиарда долларов в год, а если бы построили вторую ветку (были такие проекты), доходы выросли бы до миллиарда.

Так или иначе, вопрос с этого момента оказался безнадежно политизирован, и некоторые (не все, подчеркнем) польские СМИ стали нагнетать страсти на этот счет такого масштаба, что про мясо уже все и забыли. Венцом стало недавнее заявление президента Польши о том, что эта страна сделает все для отзыва протокола ЕС о присоединении России к ВТО.

Опрошенные нами эксперты по ВТО отнеслись к угрозе Варшавы со скепсисом. По их словам, протокол между Россией и ЕС о присоединении к ВТО действительно несколько раз висел на волоске, например, в ходе истории о взимании россиянами "поборов" за пролет европейских лайнеров над Сибирью в пользу компании "Аэрофлот". Но удержался, и уж не мясу его пошатнуть. И точно: единственный - после интервью польского президента - комментарий исходил от главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу, который назвал отказ России есть якобы польское мясо "дискриминацией". Хлестко, но ведь ни слова про ВТО!

К сожалению, эта полемика политиков отразилась на отношении к России простых поляков. Достаточно залезть в любой польский блок в Интернете, чтобы убедиться, что общество расколото. Россию ругают, ее поддерживают и в выражениях не стесняются.

А что на самом деле?

Евросоюз мог бы поддержать Польшу уже сегодня, просто расширив квоты на ввоз польского мяса в другие страны ЕС. Но Брюссель этого не делает. ЕС, страдающий от перепроизводства, очень даже удовлетворен тем, что Польша сбрасывает избытки в Россию. А вот польским мясом ЕС совсем не удовлетворен.

Внимания российского президента удостоился такой незначительный в других обстоятельствах факт, как отправка назад, в Польшу, польского мяса, задержанного в одном из районов Берлина. Партия была такого качества, что не потребовалось даже анализов, чтобы увидеть, что это за мясо.

Что вообще происходит в польском АПК? Кто бы знал: точно неизвестно даже число свиней. По одним данным, в стране 16 миллионов хрюшек, но анализы сдавали лишь 14 миллионов. Чем могут быть больны остальные 2? Только один факт: 10 процентов свиней, которые поставляются на линию убоя... мертвы до того, как их должен убить электрический ток. То есть это падаль.

Было бы ошибкой думать, что польские ветеринары ничего этого не знают и ничего не предпринимают. Напротив, то, что известно об их деятельности, заставляет отнестись к ним с большим уважением. При том, что низовое звено польской ветслужбы толком даже не укомплектовано, не говоря уже о профессионализме отдельных товарищей, а ведь по польским законам добро на поставку в том числе в Россию дает именно "районный" ветврач. Так, еще зимой польская прокуратура предъявила обвинения пяти сотрудникам крупнейшей мясоперерабатывающей компании Constar, в том числе ветврачу. Вскрылось, что на фирму поступали из магазинов продукты с просроченным сроком годности, на фирме их переупаковывали и отправляли назад в розничную сеть. В результате люди травились.

А реэкспорт? Тут уместно вспомнить о "польской" буйволятине, которую недавно поминали все СМИ. Предназначенную России, ее в итоге съели пассажиры круизных лайнеров. Факт обнародовал первый вице-премьер России г-н Иванов со ссылкой на свой разговор с министром АПК Польши, и на сайте тамошнего минсельхоза мы не обнаружили опровержения. Но та буйволятина была хотя бы свежей. Случаются вещи похуже.

В Россельхознадзоре нам сообщили эксклюзивные данные о проверке польских складов российскими инспекторами в феврале этого года. Наши инспекторы нашли печень и птичий фарш производства США, Канады и Бразилии с истекшими еще в 2005 году сроками годности. По законодательству ЕС, такие партии нужно уничтожать. Но, хотя такового товара нашлось 4 тысячи тонн, польская сторона смогла представить распоряжения об уничтожении всего 105,6 тонны продуктов. Причем одно из распоряжений предписывало уничтожить товар в декабре 2006 года, но в феврале 2007-го еще лежало на складе. Оно предназначалось именно для отправки в Россию. Ждало своего часа?

Даже и не ждало: 100 тонн просроченной печени ушло в феврале в Казахстан. Учитывая прозрачность нашей с Казахстаном границы, у нас лично всплывают очень существенные подозрения. К тому же инспекторы увидели, как печень из США, годная только на корм скоту, переупаковывалась и шла в Украину и Молдавию, причем, что уж совсем странно, ветслужбы этих стран письменно заверили Россию, что этот товар им не поступал. Куда он делся?

Казалось бы, при чем тутАлла Пугачева?

Кто теряет на эмбарго, и в чьих интересах возобновить поставки?

Забавно было читать в одной из польских газет о том, что в Москве - перебои с мясом, и даже Алла Пугачева не смогла приобрести себе свежий кусок свинины, перейдя на вегетарианскую диету. На самом деле проблем больше у простых польских фермеров. Однако точной суммы их потерь не знает никто.

За 14 месяцев величина неполученной прибыли, если верить одной из газет, составляет 145 миллионов евро. Это совершенно не сечется с расчетами польского правительства, которое прогнозировало потери в 2006 году в 22 миллиона долларов.

Мы задействовали собственные источники информации. В торгпредстве России в Польше нам сообщили, что в 2004 году в Россию было экспортировано польского мяса на 60 миллионов долларов. Но можно ли считать это цифрой потерь? Как говорят опрошенные нами участники рынка, в мясном бизнесе экспортер может работать на рентабельности в 3-5 процентов. Если речь идет о реэкспорте, его потери - это 3-5 процентов от указанных выше сумм (поскольку они все разные, берите любую).

Что касается России, то, по данным эксперта Института конъюнктуры аграрного рынка Ларисы Дороговой, в 2004 году Польша была вторым экспортером свинины в Россию. Но с каким отрывом: если Бразилия поставляла 250 тысяч тонн, то Польша - 28 тысяч. В 2005 году Польша и вовсе опустилась на пятое место (12,6 тысячи тонн при том, что эмбарго наложили лишь в ноябре). По оценкам г-жи Дороговой, в прошлом году нишу Польши заняла Дания, подняв свой ввоз до 105 тысяч тонн. Таким образом, товарищи по ЕС помогли России хорошо покушать, что еще раз показывает цену европейской дружбе (или скорее силу прагматизма того, что так стремятся политизировать).

Тем не менее в России вовсе не в восторге от эмбарго. В мае на одном из правительственных совещаний вновь всплыло мясо как важный фактор нагнетания инфляции. Импорт всегда снимал инфляционную нагрузку, и президент России недаром давал указание минсельхозу поскорее разобраться с техническими и ветеринарными аспектами запрета. Но ЕС, куда предложения России ушли еще в апреле, кроме политических заявлений, не ответил ничем.

Запрет должен быть отменен и он будет отменен. Вспомним, сколько претензий было у России к "ножкам буша". Но американцы запросто пустили наших инспекторов на свои предприятия. В итоге разрешения на ввоз получили только лучшие предприятия, и теперь минсельхоз США с полным правом реализует в России программу "Качественное продовольствие из Америки". Ну почему Европа не Америка?

Никто в России не говорит, что польское мясо все плохое или что Польша настолько погрязла в реэкспорте, что жить без него не может. Но только политическая воля Брюсселя, который, вероятно, должен посмотреть на это дело прагматичными глазами, позволит безболезненно разрешить конфликт. Иначе трудно не заподозрить чиновников ЕС в эксплуатации страданий польских фермеров ради какой-то крупной политической игры. Что есть яркое проявление пресловутых двойных стандартов. Уже по отношению к своим, то есть к полякам.

ВЭД