Вчера президент России Владимир Путин принимал в Кремле своего греческого коллегу Каролоса Папульяса.
"Российско-греческий диалог, как и во все времена, развивается динамично", - заметил российский лидер. Успешно продвигается торгово-экономическое и инвестиционное взаимодействие. Хотя, признали оба лидера на переговорах, объемы сотрудничества могли бы быть гораздо больше. В 2006 году стабильный рост товарооборота привел к уровню 3,15 миллиарда долларов.
А в марте этого года сотрудничество двух стран приобрело стратегическое значение. Россия и Греция вместе с Болгарией подписали соглашение о строительстве нефтепровода Бургас-Александруполис, который пойдет в обход турецкого пролива Босфор. И Владимир Путин, и Каролос Папульяс акцентировали внимание на этом проекте.
"Этот важнейший проект будет воплощен в кратчайшие сроки", - заверил Путин. Россия имеет солидный энергетический потенциал, а Греция - выгодное транспортное местоположение. "И наш тандем, безусловно, перспективен, в том числе для энергобезопасности Европы", - уверенно заявил российский лидер.
Однако этот проект - лишь часть во всем объеме позитивного сотрудничества Москвы и Афин, которое многие годы основывается на богатых экономических и культурных связях. И неизменность дружбы вчера еще раз подтвердил Папульяс. Даже греческие журналисты акцентировали свое внимание не на проблемах в диалоге России со своими европейскими и американскими партнерами. Скорее удивлялись, откуда могут быть трения с Европой, если с теми же Австрией, Люксембургом и, собственно, Грецией у Москвы все складывается более чем хорошо.
У Владимира Путина нашлись объяснения. "Они возникают, потому что мир изменился, и была предпринята попытка сделать его однополярным, - заявил он. - Возникло желание участников международного общества диктовать свои условия всем и вся, не считаясь с нормами международного права".
Эти самые нормы, подчеркнул Путин, пытаются подменить политической целесообразностью. Но что это такое - никто объяснить не может. "На наш взгляд, это не что иное, как диктат и империализм", - предположил президент России. По некоторым проблемам международной жизни Россия твердо отстаивает собственную позицию. И когда партнеры не могут перешагнуть через нее, возникает желание надавить на Россию.
От общего Владимир Путин тут же перешел к конкретным примерам, "кивнув" в сторону Соединенных Штатов. Он напомнил, что когда Америка вышла из договора по ПРО, Москва сразу предупредила, что не оставит это незамеченным и готова дать асимметричный ответ. Накануне прошли успешные испытания новой баллистической и крылатой ракет. "Мы и дальше будем совершенствовать свои возможности", - отметил Путин.
"Не мы инициировали новый виток гонки вооружений, - заявил президент. - Мы подписали и ратифицировали Договор об обычных вооружениях в Европе. Мы полностью его выполняем. А что же наши партнеры делают?" А партнеры, продолжил он, наполняют Европу новыми базами, новыми видами оружия. И Москва не намерена в одностороннем порядке продолжать выполнение соглашений, глядя на происходящее на другой стороне.
"Этих действий России не нужно бояться, - успокоил Путин. - Они не носят агрессивный характер. Они лишь ответ на действия наших партнеров".
Свои отношения в экономической сфере Россия тоже хочет деполитизировать. Москва уже перешла со всеми потребителями своих энергоресурсов на рыночный расчет и хочет, чтобы клиенты тоже взяли на себя некоторые обязательства. "Необходимо добиться равной ответственности поставщиков, потребителей и транзитеров", - предложил Путин.
И нефтепровод Бургас-Александруполис - один из шагов этой диверсификации. "Это проект, который полезен не только трем странам - России, Греции и Болгарии, - но вносит ощутимый вклад в решение всех энергетических проблем Европы", - заявил греческий лидер.
При этом официальные Афины нисколько не сомневаются в значении России для жизни всего европейского континента. "Россия - это величайшая европейская держава, - констатировал Папульяс. - Эта историческая европейская роль доказана в последнее столетие".