01.06.2007 04:20
Власть

На пути России в ВТО Грузия поставила таможню

Миссия Максима Медведкова в Тбилиси оказалась невыполнима
Текст:  Евгений Арсюхин
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4379)
Читать на сайте RG.RU
Вчера руководитель департамента торговых переговоров минэкономразвития Максим Медведков признал, что переговоры с Грузией о членстве России в ВТО завершились полным провалом. Не помогло даже обещание российской стороны "выполнять все требования ВТО после присоединения", то есть фактически снять блокаду. Когда теперь Россия станет членом ВТО, не возьмется сказать даже Глоба.

О чем могут говорить представители двух стран, между которыми нет даже авиасообщения, не говоря уже о торговле? Конечно, о членстве России в ВТО. Впрочем, из самой постановки вопроса ясно: Грузия рассчитывает через эту проблему заставить Россию отменить экономическую блокаду. И она по-своему права: лучшей площадки трудно придумать. Но с формальной точки зрения получается, что под эгидой ВТО обсуждаются совсем не вэтэошные вопросы.

Г-н Медведков днем ранее успел постичь на себе, что такое эта пресловутая блокада: прилетев в Ереван, он и его люди еще 300 километров, до Тбилиси, ехали на машине. Прямого рейса, чартерного, нельзя организовать даже ради такого случая. В машине у г-на Медведкова была масса времени еще раз подумать над главным требованием грузинской стороны: допустить грузинских таможенников на пропускные пункты в Южной Осетии и Абхазии. Хотя, думай не думай, эти территории не контролируют ни Москва, ни Тбилиси, так что говорить на самом деле не о чем. И, приехав в грузинскую столицу, г-н Медведков сразу заявил, что данный вопрос лежит вне сферы ВТО.

Так это или не так? Мнения существуют разные. Вопрос имеет отношение к торговле, это факт. Но к политике еще больше, тоже факт. Грузинская сторона говорит, что с документами на руках может доказать: ВТО до двух мятежных автономий есть дело. Вчера г-н Медведков был вынужден отчасти смягчить свою позицию с тем, чтобы внимательно ознакомиться с аргументами Тбилиси. "Необходимо определить, вписывается ли требование Грузии в обязательства ВТО и правовые нормы ВТО. Россия не считает, что вопросы функционирования таможенно-пропускных пунктов регулируются соглашениями в рамках ВТО. Грузинская сторона считает по-другому и обещала представить доказательства своей позиции", - сказал он. На самом деле, если сопоставить эти слова с его позавчерашним безапелляционным заявлением, отступление довольно серьезное. Но и Тбилиси пошел на попятный: в требованиях к России теперь даже не упоминаются ни торговые запреты, ни отсутствие всяких сообщений, что вообще-то деформирует торговлю и тоже является предметом ведения ВТО.

Пожалуй, самый интересный вопрос - что было в тайном кармане у г-на Медведкова. Он обронил фразу, что прибыл в Тбилиси с неким "домашним заданием". Сопоставим это с другими его словами: "Россия, вступив в ВТО, как член этой организации будет выполнять все свои обязательства перед Грузией". Значит ли это, что Россия готова пообещать отмену блокады после присоединения к ВТО в обмен на подписанный протокол?

Теперь это не важно. "Вопрос легальности контрольно-пропускных пунктов - это не вопрос в рамках ВТО. Это разные вещи. Поэтому мы договорились с грузинской стороной, что диалог будет продолжен, мы обменяемся письмами и, наверное, месяца через полтора-два мы вновь встретимся", - сказал г-н Медведков по окончании заседания. Это значит, что шансы у России стать членом ВТО в обозримом будущем тают на глазах.

И дело не только в Грузии. Г-н Медведков вчера обронил, что Россия урегулировала с Вьетнамом и Камбоджой все спорные вопросы. Но не сказал, что Россия подписала протоколы с этими странами, потому что это пока не так. И не упомянул Гватемалу, протокол с которой также пока не подписан.

Внешняя политика Грузия ВТО