Финансирование здравоохранения, предусмотренное проектом бюджета на 2008 год и на период до 2010 года, не даст результата, убеждена председатель Комитета Госдумы по охране здоровья профессор Татьяна Яковлева. Почему?
Российская газета | Татьяна Владимировна, за три года расходы бюджета на здравоохранение, физическую культуру и спорт возрастут на 33 процента. А это 68 миллиардов рублей. Цифра внушительная, но до показателей, предписанных Всемирной организацией здравоохранения, она никак не дотягивает: чтобы служба здоровья была на должном уровне, на нее от ВВП должно уходить не менее пяти процентов. У нас даже и четырех нет. Все тот же остаточный принцип?
Татьяна Яковлева | Я тоже буду оперировать цифрами. Удельный вес раздела "Здравоохранение" в общих расходах федерального бюджета снижается с 3,8 процента в нынешнем году до 3,6 процента в 2010 году. Более высокими темпами растут расходы на такие разделы, как "Национальная оборона", "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность", "Социальная политика", "Межбюджетные трансферты". Их доля в общих расходах федерального бюджета увеличивается. Хотя совершенно очевидно: если здоровье обойдено вниманием и заботой, то не будут на высоте, несмотря на финансовые вливания, ни оборона, ни национальная безопасность.
РГ | В структуре ассигнований на здравоохранение есть свои приоритеты?
Яковлева | Конечно. Это, например, ассигнования на стационарную помощь, реализацию мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье". Заметно увеличатся расходы на высокотехнологичные виды медицинской помощи - с 17,7 миллиарда рублей в 2007 году до 26,5 миллиарда рублей в 2009-м. В связи с прогнозируемым ростом рождаемости увеличены расходы на обследование новорожденных: в 2008-2009 годах предусмотрено 0,5 миллиарда рублей ежегодно.
В 2007 году завершается оснащение автомобилями скорой медицинской помощи, в том числе реанимобилями, отделений и учреждений "скорой", а также диагностическим оборудованием муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений. Начиная со следующего года, намечается развитие перинатальных медицинских центров. На эти цели в 2008 году должны быть выделены бюджетные ассигнования в размере 8 миллиардов рублей, в 2009-м - 12 миллиардов.
Если на программу по снижению смертности бдут выделяться те же, что и сейчас, средства, то ситуация не изменится
Но в то же время, скажем, средств на централизованные закупки медикаментов и медицинского оборудования станет меньше: в 2008 году на них отпущено 7 миллиардов рублей, в 2010-м - 6,7 миллиарда. Есть и иные явные просчеты. Например, на совершенствование организации медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях проект предусматривает выделение 2,5 миллиарда рублей. А на совершенствование организации помощи больным с сосудистыми заболеваниями - 1,4 миллиарда рублей в 2008 году и 1,5 миллиарда рублей в 2009-м. Это при том, что сосудистые заболевания лидируют и в росте инвалидности, и в причинах преждевременного ухода из жизни.
РГ | Но, может, дело в том, что медицинская помощь при дорожно-транспортных происшествиях очень затратна?
Яковлева | Затратна. И увеличение ассигнований на нее необходимо. Однако не в ущерб помощи сердечно-сосудистым пациентам. Трудно объяснить и то, что финансирование федеральных целевых программ "Дети России", "Здоровое поколение" будет снижаться в ближайшие три года.
РГ | Зато в 2,4 раза вырастут ассигнования программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями"...
Яковлева | Это скорее всего потому, что самих этих заболеваний станет больше, так как меньше будет внимания "Детям России", "Здоровому поколению". Наш комитет считает необходимым дополнить национальный проект "Образование" мерами по реализации в отдельных субъектах Российской Федерации экспериментальных проектов по отработке современных подходов к организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях.
РГ | Наша газета писала о том, что на те гроши, которые выделяются на школьное питание, оно не может способствовать укреплению здоровья. И если ситуацию не изменить, то школы по-прежнему будут пополнять ряды юных гастритиков и язвенников.
Яковлева | Организацию питания детей надо привести в соответствие с Протоколом заседания президиума Совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 24 апреля нынешнего года.
РГ | Уж коль заговорили о ребятишках, хотелось бы затронуть еще одну больную тему: дошкольные детские учреждения. Взят курс на повышение рождаемости. Появились родовые сертификаты. Но чтобы определить малыша в ясли или детский сад, надо вставать в очередь задолго до его рождения. Живу почти в центре Москвы. У нас большой двор, и в этом дворе уже лет пятнадцать пустует, разрушается двухэтажное здание детского сада...
Яковлева | Мы специально анализировали ситуацию с дошкольными учреждениями. По нашим подсчетам, необходимо в 2008 году как минимум 2 миллиарда рублей в помощь субъектам Российской Федерации для строительства и реконструкции на условиях софинансирования сети дошкольных учреждений, включив их в Федеральную адресную инвестиционную программу.
РГ | Все это так или иначе затрагивает проблемы демографии. Очевидно, что только увеличением рождаемости ее не решить. Все острее проблема снижения смертности. По смертности мы чуть ли не впереди планеты всей?
Яковлева | Если на программу по снижению смертности - а такая наконец появилась - будут выделяться те же, что и сейчас средства, то ситуация не изменится. Каждый год в России умирают 2 миллиона 300 тысяч человек. Планируется к 2011-2015 году снизить этот показатель до1 миллиона 700 тысяч. Но это возможно лишь в случае, если увеличатся расходы на пропаганду здорового образа жизни, культуры питания, снижения избыточного веса, на строительство спортивно-оздоровительных сооружений и так далее.
РГ | И обязательно надо, чтобы спортивные учреждения, площадки, бассейны были доступны не только богатой элите...
Яковлева | Это совершенно необходимо. Добавлю, что цель политики в сфере здравоохранения на 2008-2010 годы - повышение доступности и качества медицинской помощи, прежде всего в первичном звене здравоохранения, усиление профилактической направленности службы здоровья.
РГ | На прошлой неделе Общественный совет по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, членом которого я являюсь, в очередной раз вынужден был заниматься проблемами дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО)...
Яковлева | А более месяца назад наш комитет проводил "круглый стол" по этой проблеме.
РГ | Льготные препараты, их доступность, точнее недоступность стали чуть ли не притчей во языцех. Еще в начале года стал очевидным системный кризис в программе ДЛО. Полгода прошло. Продолжаются поиски виновных. Копятся горы так называемых отсроченных рецептов. Ситуация, как в известной поговорке: "Сколько не кричи "халва, халва", во рту слаще не станет". Но лекарства-то не халва - они обязательно должны быть, должны быть доступны немедленно, а не через месяц, два. А именно такие сроки обычно называют разные начальники, когда рассуждают о выходе из кризисной ситуации. Особенно когда речь о больных, нуждающихся в дорогостоящем лечении, - диабетиках, онкобольных, гемофиликах, тех, кто страдает рассеянным склерозом, и так далее. Обещания вместо лекарств ввергают людей в отчаяние. Редакционная почта, собкоры постоянно сообщают о новых трагедиях, в основе которых отсутствие жизненно важных препаратов.
Яковлева | Но в бюджете обозначена только одна цифра -15 миллиардов рублей, которые выделены в будущем году, дабы расплатиться за лекарства, отпущенные в году нынешнем.
РГ | А дальше что? Выделять или нет в отдельную программу обеспечение лекарствами тех, кто нуждается в дорогостое? Узаконить софинансирование - то есть часть денег за дорогие препараты брать с самих и без того нищих пациентов? Проект бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, похоже, старается "уйти" от решения этой очень больной проблемы.
Яковлева | Выносить дорогостоящие препараты из орбиты ОМС, вводить их в федеральный бюджет вряд ли целесообразно. Наш комитет отказался поддержать проект бюджета ФОМС на три года в том виде, в котором он был представлен. Прежде всего потому, что в нем нет путей решения "лекарственной болезни". Кроме того, с 2010 года из федерального бюджета прекращаются поступления в бюджет ФОМС на проведение диспансеризации граждан и на денежные выплаты медицинским работникам первичного звена. Из представленного проекта ФОМС не ясно, за счет каких источников будут финансироваться эти мероприятия в 2010 году, как будет выглядеть в 2010 году система оплаты медиков, в том числе занятых оказанием первичной медико-санитарной помощи. Рассмотрение бюджета ФОМС, по нашей просьбе, перенесено на 5 июня.
РГ | Остается ждать и надеяться.