05.06.2007 02:00
Экономика

Кому достанется "Алиталия"

Кому достанется крупнейший итальянский национальный авиаперевозчик
Текст:  Николай Паклин
Российская Бизнес-газета - : №0 (606)
Читать на сайте RG.RU
Претендентов приобрести 39,9 процента капитала итальянской национальной авиакомпании "Алиталия" из 49,9, принадлежащих государству, осталось двое: российский "Аэрофлот", выступающий в связке с итальянским банком "Уникредит", и итальянский воздушный перевозчик "Эр уан" (Air One), который является главным конкурентом своего старшего "собрата" на внутренних линиях. Это выяснилось после того, как неожиданно из финальной гонки на днях выбыл американский инвестиционный фонд "Тексас пасифик груп" (Тexas Pacific Group). Свое решение американцы объяснили тем, что "не в состоянии выполнить условия итальянского государства, которыми оно обставляет продажу своего пакета акций".

А ведь только в середине мая министерство финансов Италии, являющееся номинальным собственником государственного участия, приняло решение допустить всех трех конкурентов на заключительную часть торгов. Выход из игры "Тексас пасифик" существенно меняет ситуацию вокруг предстоящей сделки, которая будет иметь немаловажные последствия для "соотношения сил" в небе над Европой. Не при деле остается крупный итальянский банк "Интеза-Санпаоло", который поначалу считался союзником американцев. Рушатся планы собственника "Эр уан" Карло Тото сговориться с "Тексас пасифик" и выступить сообща в борьбе за приобретение "Алиталии". Теперь "Эр уан" придется действовать в одиночку.

О том, что дела итальянской компании обстоят уже не первый год из рук вон плохо, было известно давно. Приватизация компании, в ходе которой к частным инвесторам перешло 50,1 процента ее капитала, положения не исправила. На последнем заседании административного совета "Алиталии", которое состоялось 23 мая, был утвержден отчет компании за 2006 год. Из него следует, что убытки компании составили 626 миллионов евро. В первом квартале этого года они увеличились еще на 147 миллионов евро. Это более половины всего капитала компании.

В борьбе против "Аэрофлота" главная козырная карта владельца "Эр уан" - так называемая итальянизация. "Алиталия" не должна попасть в чужие руки ни при каких обстоятельствах", - заявил Карло Тото. В римских коридорах власти такую позицию разделяют многие. Здесь даже поговаривают, что лучшим исходом конкурентной борьбы было бы устранение иностранцев еще до начала торгов с тем, чтобы единственным претендентом осталась итальянская компания "Эр уан". Однако в итальянском правительстве нет полного единодушия, как в конце концов быть с "Алиталией". Министерство финансов высказывается за ее полную приватизацию. Министр транспорта считает, что часть капитала компании все же следует сохранить в руках государства. Не все просто и с "итальянизацией". Ряд министров ставят под сомнение этот принцип. Так, министр по европейской политике Эмма Бонино на днях заявила, что итальянизация порождает у иностранных инвесторов впечатление, что "Италия является закрытой страной, ориентированной на протекционизм". А министр экономического развития Италии Пьерлуиджи Берсани на вопрос о том, действительно ли правительство благосклонно относится к единственному кандидату итальянского происхождения, ответил: "Мы гарантируем, что торги будут совершенно прозрачными и честными. У нас нет никаких предпочтений". Как будет на деле, ждать осталось недолго. Участникам торгов надлежит представить свои окончательные предложения до 2 июля. Определяющими моментами, как заявили в итальянском правительстве, будут цена и план развития "Алиталии".

Николай Паклин

"Российская газета"

РИМ

Авиатранспорт Италия