Андрея Кончаловского с городом Сочи и фестивалем "Кинотавр" связывают теплые воспоминания. "Я люблю "Кинотавр", потому что одиннадцать лет назад я здесь встретил свою жену, Юлию Высоцкую, и с тех пор мы не расстаемся", - подчеркнул режиссер, представляя на открытии свой фильм "Глянец", который в прокате появится с 23 августа.
"Глянец продает не только помаду, духи, трусы и машины. Он продает еще губы, бюсты, попы - то есть продает молодость, которую можно купить, - объяснял Андрей Кончаловский, почему он взялся за гламур. - Но дело не в теме, а в том, как мы ее трактуем. И не в сюжете, а в интерпретации человеческих характеров. И вовсе не в глянце - там презренных нет, есть только презренное отношение к людям".
Фильм по сценарию Андрея Кончаловского и Дуни Смирновой (один писал, другой - переписывал, кто именно - Кончаловский не уточнял, но и так понятно) с Юлией Высоцкой в главной роли - о людях и о той плате, которую им приходится приносить за счастливую жизнь в роскошных особняках. Дочки богатых родителей зарабатывают свои первые пятьдесят миллионов долларов, найдя в списке "Форбс" знакомую фамилию, забеременев от ее "носителя" и успокоившись. У девушек из Ростова, Харькова, Можайска и всех других городов путь в "высшую лигу" - в жены олигархов - существенно длиннее, но принципиально тот же. Если, конечно, им повезет оказаться в нужном месте и в нужное время.
В сюжете фильма использованы реальные события - имена опускаются, но обо всех "подвигах" прототипов мы регулярно читаем в газетах и смотрим почти юмористические сюжеты по телевизору.
Андрей Кончаловский глянцевую жизнь богатых и мечтающих стать богатыми людей сделал объектом художественного препарирования. На философский разговор тема не потянула, и потому сделана картина местами откровенно пародийно - в стилистике и по четким законам жанра глянцевой продукции. Это когда все красиво, но необременительно. Когда вглубь ходить не надо, главное - чтобы глазу было приятно. Как говорит одна из героинь фильма - главный редактор влиятельного в мире моды журнала - умные люди глянцевые журналы не читают, они их издают. Что из уст Ирины Розановой, сыгравшую энергичную бизнес-вумен, звучало более чем убедительно.
Если все-таки идти по сюжету, то главная его траектория - как швея Галя из Ростова-на-Дону едет покорять Москву. Прямо с вокзала, с авоськами и корзинками, она отправляется в редакцию журнала, картинки из которого у себя дома она вырезала и хранила как наглядное руководство к действию. В том, что девушек с улицы в модели не берут, ей объяснили быстро и доходчиво, но Галя не собиралась сдаваться. Устроившись сначала мастерицей к известному модельеру, потом - помощницей по хозяйству к владельцу элитного частного модельного агентства, занимающегося подбором девушек (или невест - кому как повезет) для богатых людей, она получила свой шанс выйти "в дамки": сильно пьющий и страшно богатый олигарх сделал ей предложение.
У Юлии Высоцкой в картине - богатейший материал для перевоплощения. От ростовской простушки с густыми голубыми тенями на веках до элегантной девушки с журнальной обложки. Полет лихой девицы из провинциального города, готовой на все, чтобы стать знаменитостью, она играет с явным удовольствием и видимым азартом. В глянцевом мире, где место под солнцем выгрызают зубами, она похожа на Маугли своей врожденной непосредственностью, природным обаянием и отсутствием каких бы то ни было комплексов. Живостью и естественностью она так выигрышно отличается от всех остальных сонных рисованных дев, дефилирующих не столько по подиуму, сколько по жизни, что не заметить ее невозможно.
Самая блестящая кульминационная сцена фильма - знакомство ее героини с неким олигархом Клименко, которого играет Александр Домогаров. Он с трудом фокусирует свое внимание - у олигарха большие проблемы с алкоголем, она напрочь забывает весь светский тон, которому ее надрессировали в агентстве. Ему некогда искать себе жену, ей нечего терять. Когда правильно накрашенная и красиво причесанная Галя с южным акцентом вместо положенного "какой у вас красивый дом" орет олигарху "пить надо меньше!", чуть не заехав ему по морде, взгляд того неожиданно проясняется, а зал, проникшись симпатией к героине, чуть не взрывается аплодисментами: счастливый конец истории обеспечен. Потому что среди кукольных созданий в поле зрения этого олигарха появился, наконец, живой персонаж, упускать которого хоть пьяным, хоть трезвым он не собирается.
Но Андрей Кончаловский сделал в фильме два финала. Один дал на титрах, когда мы видим счастливую Галю в мехах и бриллиантах и в женах олигарха-Домогарова. Второй - менее логичный, но, кажется, более интересный и дорогой для режиссера: когда швея Галя олигарху отказывает, и ее убивает охранник.
Поклонникам книг Оксаны Робски и в том, и в другом исходе фильм очень понравится.
прямая речь
Андрей Кончаловский:
- Не важно, жива ли останется героиня, или нет, потому что я не знаю, что для нее было бы лучше: чтобы ее застрелили, или чтобы она вышла замуж за Клименко? Что, в общем-то, равнозначно- собственно, приехав в Москву, она простилась с собой.
В Ростове-на-Дону я никогда не был. Мы сначала думали, что героиня будет из Сибири, но уральский акцент трудный, и поскольку актриса с юга, а Юля (Высоцкая. - Ред.) из Новочеркасска, это ей было гораздо ближе и легче. Потому мы и решили, что в картине она уезжает из Ростова-на-Дону, - города, где очень много красивых девушек.
Вольная ли это фантазия на тему гламура или изображаемое соответствует действительности? Как сказал Пикассо, искусство - это большая ложь, помогающая понять правду. Я сказал бы вам, что это абсолютная правда, а картина оказалась бы фальшивой. Это же не документальная лента.
Фильм должен работать "за": за человека в тех условиях, в которых он оказывается. Я никого не обличаю, а просто рассказываю истории жизни.