Наметившееся в апреле 2007 года некоторое замедление темпов промышленного и экономического роста можно рассматривать как кратковременную коррекцию после чересчур бурного старта в I квартале. Прирост ВВП в январе-апреле 2007 года, по оценке минэкономразвития, составил 7,7 процента (0,7 процента в среднемесячном исчислении) против 5,4 процента в 2006 году. Остается высокой динамика инвестиций в основной капитал, но их структура экспертов ведомства Грефа не удовлетворяет.
Майские тревоги
Уже в мае предприятия почувствовали необходимость вновь активизировать производство, чтобы пополнить запасы и соответствовать динамике инвестиционного и потребительского спроса. Однако большой приток капитала вызвал трудности с контролем денежного предложения у Банка России, в результате чего инфляция в мае 2007 года осталась на достаточно высоком уровне в 0,5 процента, то есть столько же, сколько и в прошлом году.
Причем, как и тогда, лидируют продовольственные товары, прежде всего плодоовощная продукция. Для экономиста это тревожный симптом: на формирование потребительских цен действуют те же факторы, что и в 2006 году. Причем, возможно, даже с большей силой.
Другим источником беспокойства остаются банки и финансовый рынок, где стоимость кредита остается высокой, риски растут, а курсы акций все больше зависят от неустойчивой мировой конъюнктуры. Эксперты предсказывают высокую вероятность очередной волны вывода спекулятивного капитала с развивающихся рынков, в ожидании чего инвесторы будут более склонны фиксировать прибыли, чем играть на повышение.
...И весенние надежды
Но вернемся к реальному сектору. Первые данные конъюнктурного опроса Института экономики переходного периода (ИЭПП) о состоянии российской промышленности в мае дают вполне оптимистичную картину динамики основных конъюнктурных индикаторов. Наращивание темпов роста выпуска основывается на сохраняющемся увеличении темпов роста платежеспособного спроса и необходимости пополнения запасов готовой продукции. Основной помехой росту выпуска впервые стал недостаток квалифицированных кадров.
Как уже говорилось, согласно данным Росстата, в апреле рост промышленного производства существенно замедлился. После конъюнктурного "перегрева" I квартала индекс прироста произ-водства по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил в апреле 4,6 процента. Расчеты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) традиционно более оптимистичны - 6 процентов прироста производства в апреле против 8,4 процента в первом квартале. Темп прироста обрабатывающих производств к предыдущему месяцу, с исключением сезонного и календарного факторов в апреле составил 0,5 процента после 0,7 процента в марте.
Аргументы в пользу роста
Однако оперативные данные опросов ИЭПП дают более оптимистичную картину динамики основных конъюнктурных индикаторов российской промышленности в последние месяцы. В подтверждение этого тезиса руководитель опросов Сергей Цухло приводит следующие три аргумента.
Во-первых, снижение темпов роста выпуска показывает только "сырые" (до очистки от сезонных и случайных колебаний) данные. Исключение сезонного фактора демонстрирует постепенное увеличение темпов роста производства. В результате в мае был достигнут очередной абсолютный рекорд: 36 балансовых пунктов после 34 в апреле.
Во-вторых, интенсивный промышленный рост основывается на сохраняющемся увеличении темпов роста платежеспособного спроса. В мае (после очистки от сезонности) темп роста продаж составил 22 балансовых пункта, что на 4 пункта превосходит результат апреля и также является абсолютным рекордом всего периода мониторинга. Впрочем, как и в случае выпуска, исходные данные показали замедление темпов роста спроса с 36 балансовых пунктов в марте до 22 в мае. Однако удовлетворенность объемами продаж продолжает расти. Сейчас в российской промышленности 72 процента предприятий считают спрос на свою продукцию нормальным. Рост за последние 12 месяцев составил 17 пунктов. Это также является абсолютным рекордом.
В-третьих, динамику промышленного выпуска поддерживает и необходимость пополнения запасов готовой продукции. С августа 2006 по март 2007 года балансы оценок запасов находились в интервале от +2 до +5 балансовых пунктов, что является крайне низким значением после +10..+15 балансовых пунктов в предыдущие 12 месяцев. В мае этот показатель увеличился до +9.
Прогнозы и ожидания
Поэтому выводы майского опроса ИЭПП оптимистичны. Прогнозы изменения спроса до очистки от сезонности не изменились и остались на уровне 33 балансовых пунктов. Абсолютный рекорд был зарегистрирован в марте 2007 года и составляет 39 балансовых пунктов. Но исключение сезонного фактора показало сохранение рекордных значений марта в течение апреля и мая. Аналогичная ситуация сложилась и с прогнозами выпуска. Исходные данные продемонстрировали предполагаемое замедление темпов роста выпуска с 51 балансового пункта в апреле до 44 балансовых пунктов в мае. Но опять- таки очистка от сезонности уже дала сохранение рекордных значений в течение последних трех месяцев, а исключение еще и случайных колебаний улучшило предыдущий рекорд на 1 пункт.
Основной же помехой, которая тормозит сейчас рост выпуска в промышленности, С.Цухло считает недостаток квалифицированных кадров. Причем его точку зрения разделяют и большинство других экономистов.
Не те инвестиции
Несомненно, что на устойчивый рост промышленности будут влиять и другие негативные факторы. О резко возросшей конкуренции импорта "Российская бизнес-газета" уже писала 15 и 29 мая 2007 года. А на прошлой неделе эксперты минэкономразвития признали и еще один ограничитель роста - неудовлетворительную структуру инвестиций. В январе-апреле 2007 года объем инвестиций в основной капитал увеличился на 19,9 процента по сравнению с 6,9 процента в январе-апреле 2006 года. Однако в I квартале 2007 года прирост инвестиций в добычу полезных ископаемых составил 31,3 процента, в то время как в обрабатывающие производства - всего 4 процента. Замедление темпов роста инвестиций в обработке вызвано снижением инвестиционной активности в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий - 91,2 процента к I кварталу 2006 года, химическом производстве - 93,6 процента, производстве кокса и нефтепродуктов - 98,9 процента, производстве машин и оборудования - 47,0 процента, то есть падение на 53 процента. Здесь, как говорится, комментарии излишни.