05.06.2007 01:00
Общество

Куда пропал Чапай? - школьные учебники пройдут экспертизу

В Федеральном перечне учебников останутся только книги, прошедшие экспертизу РАН и РАО
Текст:  Мария Агранович Елена Новоселова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4381)
Читать на сайте RG.RU

В Совете Федерации прошли парламентские слушания, посвященные контролю за качеством учебников.

Был полный аншлаг. Тема школьных учебников настолько волнует сегодня общество, что желающие поприсутствовать на обсуждении даже занимали "места" на ступеньках, поскольку в зале они оказались все забиты.

Федеральный перечень учебников на 2008 - 2009 учебный год будет утвержден уже в нынешнем декабре. Главная "изюминка" - в этом списке не окажется книг, не прошедших экспертизу по новым правилам, то есть с участием РАН и РАО, а также отраслевых научных институтов.

Исаак Калина,
директор департамента госполитики в образовании Минобрнауки России:

- В 2006 году экспертизу прошли 515 учебников по всем школьным предметам. Положительное заключение комиссии РАН и РАО, а значит, и пропуск в Федеральный перечень получили 359. И если в Федеральный перечень учебников на 2007-2008-й включено около половины книг, прошедших экспертизу по старой процедуре, то уже с 2008 - 2009 года в нем останутся только учебники, прошедшие экспертизу с участием научных сообществ. В 2007 году на экспертизу издательствами направлено более 700 изданий. Больше всего учебников по математике (95), иностранному языку (73), русскому языку (65).

Сергей Миронов,
председатель Совета Федерации ФС РФ:

- То, что творится сегодня с учебниками, опасно для будущего страны. В них есть смысловые, идеологические огрехи, а не безобидные опечатки. В частности, в одном из учебников в предисловии написано, что "если ваш ребенок идет в школу не в Англии и не в США, а в российскую школу, то по этому поводу не стоит переживать". Как это расценивать?

Особенно опасна ситуация с учебниками истории. В некоторых из них события изложены однобоко. Например, в одной книге, где повествуется о событиях Гражданской войны, представлен полный портретный ряд генералов Белой гвардии и вместе с этим дается всего два портрета героев Гражданской войны, которые сражались на стороне Красной Армии, нет даже портрета Чапаева.

Необходимо законодательно закрепить проведение обязательной независимой экспертизы учебников на их качество и соответствие историческим событиям. Привлекать к этому независимых педагогов, историков, литературоведов, стилистов. Нужно утвердить образовательный федеральный перечень учебной литературы, который использовали бы во всех школах страны в обязательном порядке. А финансировать издание книг для школ - только из федерального бюджета. Сейчас некоторые регионы выпускают свои учебники и финансируют их за свой счет.

Любовь Кезина,
руководитель департамента образования г. Москвы:

- Совсем недавно мне по телефону один из родителей зачитал вопрос, который задается второклашкам в учебнике: какие органы выросли у человека за последнее время? Я думала, что он шутит. Но специалисты, "подняв" учебник, выяснили, что действительно такие строки там есть. В учебнике для третьего класса спрашивается: что называют телом природы? В хрестоматии по литературе для учащихся пятого класса детям предлагается коллективно, то есть по ролям, пересказать прочитанную сказку. Приведу лишь один отрывок: "... и приходят жеребцы из морских коней на запах этих кобыл и выходят на сушу и осматриваются. Но никого не видят. И тогда они вскакивают на кобыл и удовлетворяют свою нужду, и слезают с них и хотят увести их с собой...". Думаю, комментарии излишни.

Считаю, что экспертиза РАН и РАО недостаточна для учебников. Она должна стать более открытой, нужно привлекать наших учителей к оценке. И фамилия каждого эксперта должна стоять на форзаце книги.

экспертиза
С 1сентября этого года в школах Москвы начнется апробация нового учебника "Религии мира: история, культура, вероучения".

Будет ли этот курс альтернативой уже существующих "Основ православной культуры"? Какие замечания новое учебное пособие получило от Московской патриархии и Союза муфтиев России? На эти вопросы "РГ" отвечает директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.

Российская газета | Как будет сосуществовать новый учебник с курсом "Основы православной культуры", который преподают уже в четырех регионах?

Александр Чубарьян | Уж, конечно, он не будет его альтернативой. "Основы православной культуры" изучаются в рамках регионального компонента образования. По определению, такие курсы вводятся для того, чтобы усиливать федеральный курс. Почему бы не изучать этот предмет, если этого хотят местные органы власти, школы или родители. Важно, чтобы все эти курсы (сейчас готовятся еще и "Основы культуры ислама") шли в русле не чисто богословском, а культурологическом и морально-нравственном.

РГ | Авторский коллектив собирается отреагировать на воссоединение Русской православной церкви и Русской православной церкви заграницей?

Чубарьян | Обязательно. При подготовке следующего издания мы посвятим взаимоотношениям обеих ветвей русской православной церкви отдельную главу и дадим научную оценку воссоединению. Кстати, наш институт подписал договор с Московской духовной академией о большом совместном труде по истории Русской православной церкви заграницей. В этом проекте участвуют и богословы РПЦЗР.

РГ | Что будут преподавать на этом уроке? Какие задачи ставили авторы учебника?

Чубарьян | Во-первых, мы собираемся устранить пробелы чисто образовательные. Согласитесь, старшеклассник все же должен иметь грамотное представление о том, что такое религия и какое место она занимает в жизни общества. Это тем более важно, что в последние годы роль церкви в нашей стране значительно усилилась. Согласитесь, не только школьники, но и большинство взрослых, увидев в музее картину, к примеру на библейский сюжет, не могут вразумительно объяснить, что там нарисовано. И третье. Я думаю, что как раз на таких уроках можно будет поднять вопросы морали, нравственности, ненасилия, терпимости.

РГ | Новое пособие входит в список учебников, рекомендованных для преподавания в школе?

Чубарьян | Грифа пока нет. Однако в течение нового учебного года в школах Москвы по нему начнут заниматься. Это будет его своеобразная апробация. После этого мы его доработаем с учетом замечаний учителей. Одновременно будем решать вопрос и с преподавателями. Вероятно, в педагогических университетах страны будет введена самостоятельная специальность "Религиоведение".

РГ | Вас не обвиняли, что истории какой-либо из религий досталось в вашем учебнике больше места?

Чубарьян | Больше всего страниц мы, конечно, посвятили православию и христианству в целом. Но никаких претензий об ущемлении других религий не было. Очень большая глава посвящена и исламу. Она нам далась нелегко. Кстати, ведь можно поступить и так: к примеру, в Калмыкии и Бурятии печатать учебник с расширенным вариантом главы о буддизме. Там, где большинство населения исповедует ислам, более объемной должна быть глава об этой религии. Над этим мы подумаем.

Образование