Судя по всему, Россия начинает слезать с нефтяной иглы. Эксперт Всемирного банка не поскупился на эпитеты: "впечатляющие темпы, пожалуй, впервые за многие годы, были отмечены не в нефтегазовом секторе, а в обрабатывающей промышленности". Поэтому, прогнозируют в банке, экономика России в течение года будет расти относительно быстрыми темпами.
Вопреки ожиданиям экспертов, в первом полугодии приток капитала превысил все ожидаемые годовые прогнозы. Темпы роста денежной массы в стране приближаются к рекордным значениям, а объем их стерилизации через Стабфонд сокращается. Что, в конечном итоге, и ведет к росту инфляции. Если в первом квартале она находилась в допустимых пределах, не было столь стремительного, как в прошлом году, роста цен на услуги ЖКХ и овощную продукцию, то в дальнейшем удержать ее в запланированных рамках будет трудно, считает Джон Литвак.
При этом он обратил внимание, что "основным способом стерилизации масштабного притока капитала остается накопление значительного профицита в Стабилизационном фонде". Если в предыдущие годы, констатируется в докладе, дополнительный приток капитала был вызван в основном ростом цен на нефть и в Стабфонд поступала значительная часть нефтяных доходов, то в текущем году увеличение платежного баланса происходит из-за притока капитала, который не стерилизуется через Стабфонд, а вызывает рост инфляции.
Второй причиной роста инфляции, отмечают в ВБ, стало и укрепление номинального курса рубля. Так, с конца прошлого года рубль укрепился в номинальном выражении к доллару на 1,7 процента, при этом по отношению к евро он снизился на 0,4 процента. Опасность, которая кроется за этим фактором, связана с тем, что в Россию направляются в основном потоки спекулятивного капитала, который также способствуют разгону инфляции.
В этой связи Банк России уже повысил нормативы обязательных резервов для банков с 3,5 до 4,5 процента с 1 июля текущего года. Но дальнейшее повышение резервных требований может привести к извлечению избыточной ликвидности, если потоки капитала не замедлятся. И тогда непонятно, куда девать лишние деньги. Тем более что внутренний рынок облигаций по-прежнему чрезвычайно мал по сравнению с масштабным притоком капитала.
Что касается бюджетной реформы, то, отмечается в докладе, правительство серьезно продвинулось в этом направлении. Особенно в области долгосрочного бюджетного планирования. Для подготовки трехлетнего бюджета была проведена серьезная работа по "инвентаризации" всех бюджетных расходов и распределению полномочий между министерствами, ведомствами и бюджетными организациями.
Правда, отмечают эксперты, мировой опыт в области среднесрочного бюджетного планирования показывает, что разработка и применение этого инструмента на практике требует много времени и усилий. Однако преимущества, которые появятся, этих усилий стоят. Трехлетний бюджет дает возможность в перспективе видеть и планировать финансирование приоритетных проектов.
Минус этого бюджета, однако, заключается в том, что остается неопределенность, которая сложилась вокруг Фонда будущих поколений. Опыт нефтедобывающих стран говорит о том, что средства эти должны инвестироваться в долгосрочные иностранные активы, которые уже в среднесрочной перспективе принесут стране новые источники бюджетных доходов. В России тем не менее было предложено инвестировать эти деньги в акции российских компаний, что противоречит основной задаче фонда, которая состоит в стерилизации избыточных денег, поступающих от топливно-энергетического сектора, а также в создании источника бюджетных доходов, не зависящих от нефти и газа. Приведет это в конечном итоге к очередному росту инфляции в стране.