08.06.2007 02:00
Культура

"Первый" и "Россия" померялись сериалами

Под занавес телесезона "Первый" и "Россия" показали по художественному сериалу - "Печорин" и "Завещание Ленина"
Текст:  Юрий Богомолов (обозреватель "РГ")
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4384)
Читать на сайте RG.RU

У них было

Всю зиму и весну в эфире был сплошной карнавал. По будням в прайм убивали детективно-мелодраматическими сериалами и гламурно-чернушной документалистикой. По выходным развлекались со звездами сначала на льду, потом - на манеже, затем - на ринге. И уже казалось, что нынешний сезон тем и закончится.

Но у "России" - было. Телеканал в последний момент вытащил из рукава придержанный козырь - "Завещание Ленина" (режиссер - Николай Досталь, сценарий - Юрий Арабов). Это кино - мучительное воспоминание о трагической участи уважаемого, но невнимательно прочитанного, а для нынешнего поколения людей и вовсе неведомого писателя Варлама Шаламова.

"Первый канал" рискнул ответить на это телеэкранизацией "Героя нашего времени"; сериал называется "Печорин" (режиссер - Александр Котт, сценарий - Ираклий Квирикадзе). И в результате не совсем здоровая конкуренция двух телекомпаний невольно спровоцировала сравнение двух героев не нашего времени.

Или все-таки нашего времени?

Печорин

В школе учителя литературы стараются, как правило, оправдать героя Лермонтова тем, что он с умом, талантом и прочими положительными достоинствами догадался родиться в самодержавной России. И, стало быть, он здесь - "лишний человек". Оттого чудит, обманывает женщин, рискует жизнью, заигрывается и убивает неинтересного ему сослуживца Грушницкого.

В кино легче оправдать героя того времени. Отдайте его роль актеру-красавцу с толикой мужского обаяния, с приметами тонкой душевной организации - и ни о чем другом более не заботьтесь. Потому, наверное, с выбором актера режиссер недолго колебался. Довольно было актера, имидж которого исчерпывался бы определением "секс-символ".

Артист Игорь Петренко в этом отношении подошел на все сто процентов. По части брутальности - на полтораста. А внутренней органичной иронии, нервной холодности в нем нет. Как нет ее и во всей экранизации. Тому причиной следует счесть и драматургическое решение авторов. Они вытянули в одну линию сложно выстроенную композицию романа. Получилось нечто странное. Литератор Печорин подозрительно смахивает на Грушницкого, а трагифарсовая история демонического человека, играющего в любовь с женщинами, играющего в жизнь со смертью, отчаявшегося отыскать смысл и потому ничего более не желающего, как обессмыслить всю эту бессмыслицу, обратилась в череду занимательных приключений (с элементами "смехотворной мелодрамы", по выражению Печорина) рано притомившегося молодого человека.

Шаламов

Шаламов тоже был романтиком. А как иначе можно назвать человека, который в 30-х годах прошлого столетия решился донести до широкой публики содержание письма Ленина к съезду, где рассказывалось об излишней грубости чудесного грузина? Дали ему за завещание (или: по завещанию Ленина?) три года, отпустили. Казалось, обошлось. Но тут стукнул 37-й, и его посадили уже надолго. И отправили на Колыму, то есть в ад.

Уцелел он по случаю и благодаря дару врачевать физическое страдание такими строчками: "И бронхи рвет мои мороз, // И сводит рот.// И, точно камни, // капли слез // И мерзлый пот".

Его жизнь на экране начинается с конца. Он вернулся с Колымы в оттепельную Москву 60-х. Могла ли она его отогреть? И что такое были стихи в Политехническом рядом с его строками?

То, что снял Николай Досталь со своими соавторами (сценаристом, оператором, актерами), конгениально стихам и прозе Шаламова. На экране осязаем ритм его поэзии и неподдельна исступленная достоверность его "Колымских рассказов". Сериал значителен в подробностях и в целом. Одинаково удались в фильме и небольшие роли, исполненные известными артистами Ириной Муравьевой, Ингой Оболдиной-Стрелковой, Романом Мадяновым, Владимиром Конкиным, Валерием Золотухиным, Александром Трофимовым, и главные, что сыграны малознакомыми актерами - Владимиром Капустиным (Шаламов в зрелые годы) и Игорем Классом (Шаламов после 20 лет каторги).

Сегодня особенно ясно понимаешь, почему слегка оттаявший после войны сталинизм еще более категорично, чем Солженицына, не принял Шаламова. Последний непреложно и отчетливо показал, что все здание советской империи с ее помпезным фасадом покоилось на фундаменте, названием коему стала "Колыма".

Тем, кому это неведомо по сию пору, стоило увидеть этот сериал. А нашему ТВ надо бы его повторить в ноябре этого года, когда коммунисты будут радостно юбилеить по случаю 90-летия октябрьского переворота.

кстати

Замеры уже первого дня показали небольшое преимущество в рейтинге Колымы над Кавказом. Соответственно: 6,48% и 5,89%. И доля тоже выше: 19,15% против 17,9%. При этом надо учесть, что "Завещание" идет с дневным повтором в отличие от "Печорина". Следовательно, у первого он еще больше. Но, так или иначе, надо признать, что каналы в данном случае борются не столько за зрительский, сколько за репутационный рейтинг. А здесь первенство "России" еще более очевидно.

 

 

теленеделя

Лучшие и худшие программы теленедели

Алексей Самохвалов, директор Национального исследовательского центра телевидения и радио

 Лучшие:
1. "Про это, про поэта и про Лилю Брик" (Первый канал). Подкупает трепетностью отношения к героине.
2. "К барьеру!" (НТВ).
3. "Оскар и Розовая Дама" ("Культура"). Блестящая работа всегда великолепной Алисы Фрейндлих.

Худшие:
1. "Бригада" (НТВ).
2. "Пятая студия" ("Россия"). Пока Брилеву не удалось создать привлекательное шоу.
3. "Жесть" (Первый канал). Не формат для главного канала.

Александр Полынниковрежиссер

Лучшие:
1. "История государства Российского" (ТВ-Центр). Сделано хорошо.
2. "Постскриптум" (ТВ-Центр). Смотрю всегда.
3. "Не болит голова у дятла", "Служили два товарища", "Три тополя на Плющихе" ("Звезда").

Худшие:
1. "Комеди Клаб" (ТНТ). Актерски плохо, шутки плоские, а выдается это за сверхинтересное шоу!
2. "Когда ее совсем не ждешь" ("Россия"). Избитый сюжет, примитивная постановка.
3. "Федеральный судья" (Первый канал).

Ирина Палейактриса

Лучшие:
1. "Мое сердце" ("Россия"). Английское кино - лучшее в мире.
2. "Король ринга" (Первый канал).
3. "История песни" (Первый канал). Программа интеллигентная.

Худшие:
1. "Секс с Анфисой Чеховой" (ТНТ). Взрослым это смешно. Для детей - вульгарно.
2. "В центре внимания" (ТВ-Центр).
3. "Чрезвычайное происшествие" (НТВ).

ТВ и сериалы