Любой арестант вправе, как и самый обычный гражданин, подать гражданский иск в суд. Повод может быть самый разный. Например, в Комсомольске-на-Амуре один очень авторитетный сиделец местного СИЗО подал иск к заместителю прокурора города за то, что тот в газете назвал арестанта вором в законе и лидером дальневосточного преступного сообщества - так называемого "общака". "Это же неправда!" - возмутился арестант, пытавшийся в то же самое время доказать следователям обратное. И суд встал на его сторону, обязав газету написать опровержение. Так дальневосточную мафию печатным словом оставили без лидера.
А в Ульяновске несколько лет назад арестанты, убежавшие из колонии, оскорбились, как пресса освещала их побег. По фактам все было правильно. Но СМИ разгласили, что все они были ВИЧ-инфицированы. Поэтому после того, как всех поймали и вернули за решетку, заключенные сели писать жалобы. Один из арестантов даже утверждал, что журналисты разбили его личную жизнь: от него отвернулись родные, а девушка, с которой он переписывался, бросила его. Узнав о диагнозе, заболел от расстройства отец. Впрочем, суд беглецы проиграли.
Но в любом случае на подобных процессах всегда возникает вопрос: надо ли арестанта привозить в суд? Особенно если истец рубит лес где-нибудь на Севере, а иск рассматривается в московском суде. Как разъяснил Верховный суд, арестанты в таких случаях должны судиться заочно.
- Гражданский процессуальный кодекс и другие федеральные законы не предоставляют лицам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях, право на личное участие в разбирательстве судами их гражданских дел, - сообщили в Верховном суде. - Следовательно, суды не обязаны этапировать указанных лиц к местам разбирательства гражданских дел.
При этом не важно, сам ли арестант подал иск, или выступает ответчиком, или вообще он в деле третье лицо, свидетель. В дальнюю дорогу его не позовут. Однако это не значит, что мнения заключенного никто не спросит и ничего ему не сообщат. Нет, суд должен держать арестанта в курсе всего, что происходит.
- Лицу, находящемуся в исправительных учреждениях, должно быть направлено письмо с разъяснением его прав, в том числе права на ведение дела через представителя, и обязанностей, - разъясняют в Верховном суде. - Ему должно быть заблаговременно обеспечено вручение копии искового заявления (если он является ответчиком или третьим лицом) и других документов.
Заключенному предоставят время для поиска представителя, подготовки документов в суд, представления доказательств в подтверждение своей позиции. При необходимости судья может поручить провести опрос заключенного в ближайшем к острогу суде.