08.06.2007 02:00
Культура

"Глянец" Андрея Кончаловского - о плате, которую приходится приносить за счастливую жизнь в роскошных особняках

В Сочи проходит XVIII открытый российский кинофестиваль
Текст:  Ирина Корнеева
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4384)
Читать на сайте RG.RU
"Все мероприятия культурной программы фестиваля заканчиваются в 02.00. За шум после двух часов ночи дирекция фестиваля ответственности не несет".

С таким объявлением смириться сложно, но верить приходится. Слышимость в гостинице "Жемчужина", где живут участники "Кинотавра", великолепная - такая, что, кажется, все концерты проходят не на открытых площадках города, а прямо у тебя на балконе в номере. По легендам "Кинотавра", когда на фестиваль приезжала Нонна Мордюкова, она жаловалась, что спать здесь можно, только перетащив матрас в ванную.

С тех пор поменялось руководство фестиваля - на смену Марку Рудинштейну и Олегу Янковскому пришли Александр Роднянский и Игорь Толстунов, но традиции сохранились. Действительно, начавшись в восемь утра с йоги на пляже, день "Кинотавра" заканчивается ближе к рассвету. Вмещая в себя каким-то фантастическим образом и показ конкурсных фильмов, и внеконкурсный цикл "Летняя эйфория", в котором собраны картины: сны наяву, отражающие проблемы связей с реальностью и полного от нее - реальности - отрыва. Далее - "Кино на площади", собирающее перед Зимним театром в Сочи на фильмы тысячи зрителей; проект "Кинотеатр.DOC", объединивший молодое поколение российских кинорежиссеров; программа российских документальных фильмов "Портрет настоящего"; "Антология российского кино" - цикл фильмов об истории русского, советского и российского кино; "Великолепная семерка", отобранная киноведами и кинокритиками. А еще ретроспектива "50х50" - лучшие российские фильмы, выпущенные в 1908-1957 годах (второе пятидесятилетие кинопроизводства в России оставили XIX "Кинотавру").

Всего за девять фестивальных дней на "Кинотавре" будет показано около ста двадцати фильмов. Пройдет бесконечное множество концертов - в первые дни, например, сюда пожаловали группа "БИ-2" и Вячеслав Бутусов. Основные призы распределят между новыми лентами Алексея Балабанова, Киры Муратовой, Александра Миндадзе, Валерия Тодоровского, Марины Разбежкиной, Алексея Попогребского, Светланы Проскуриной, Валерии Гай-Германики, Владимира Сивкова, Марины Любаковой, Алексея Мизгирева, Ярослава Чеважевского, Татьяны Воронецкой, Анны Меликян.

Слоган фестиваля: "Кинотавр - настоящее российское кино". На звездной дорожке на открытии это настоящее нашего кино представляли Сергей Маковецкий, Дмитрий Дюжев, Андрей Мерзликин, Марина Голуб, Георгий Куценко, Игорь Золотовицкий, из старшего поколения - Владимир Меньшов, Павел Чухрай, Станислав Говорухин, Алексей Петренко, Александр Митта и Вадим Абдрашитов, который на фестивале председательствует в жюри. И, конечно же, Андрей Кончаловский с Юлией Высоцкой, для которых Сочи и "Кинотавр" стали местом более чем знаменательным: здесь, на фестивале, одиннадцать лет назад они познакомились. И с тех пор не расставались. И пока другие участники фестиваля еще находятся в пути - уже летят или только еще пакуют чемоданы, публика гадает: может, и XVIII "Кинотавр" подарит миру новый творческо-семейный союз?

"Глянец" Андрея Кончаловского в широком прокате появится с 23 августа. На "Кинотавре" его показали во внеконкурсной программе. Фильм с Юлией Высоцкой в главной роли - о той плате, которую приходится приносить за счастливую жизнь в роскошных особняках. О пути девушек из Ростова, Харькова, Можайска и всех других городов в "высшую лигу" - в жены олигархов. Если повезет оказаться в нужном месте и в нужное время. В фильме использованы реальные события.

Еще одна работа, о которой будут говорить. Режиссер-документалист Марина Разбежкина привезла на "Кинотавр" свою новую игровую картину "Яр", которая участвует в конкурсной программе. В ее основе - повесть Сергея Есенина.

   прямая речь

Андрей Кончаловский, режиссер:

- Не важно, жива останется моя героиня или нет, потому что я не знаю, что для нее было бы лучше? Это в общем-то равнозначно: приехав в Москву, она простилась с собой.

Вольная ли это фантазия на тему гламура или изображаемое соответствует действительности? Как сказал Пикассо, искусство - это большая ложь, помогающая понять правду. Я сказал бы вам, что это абсолютная правда, а картина оказалась бы фальшивой.

Это же не документальная лента. Это фильм с задачей понять общество и людей, которых мы сейчас видим в условиях российского капитализма, с огромным количеством денег у одних, и абсолютным отсутствием у большинства других.

Но я не ставил перед собой никаких задач разоблачения. Фильм должен работать "за": за человека в тех условиях, в которых он оказывается. Я никого не обличаю, просто рассказываю истории жизни.

Осуждать просто. Как еще Достоевский сказал, извините за цитаты, я делюсь своим культурным багажом - "очень легко обвинить злоумышленника, и очень трудно его понять".

Для меня любая картина - это возможность понять, почему люди поступают так, а не иначе, что ни в коем случае не оправдывает их, потому что мы можем и осуждать людей, и любить их одновременно. Знаете, Антон Павлович Чехов очень не любил честных людей, у него в пьесах честные люди всегда самые скучные: как только скажет: "Я честный человек", сразу понятно - серый...

Марина Разбежкина, режиссер-документалист:

- Еще в школе мы делились на поклонников Есенина и Маяковского. Я Есенина решительно не любила. Когда мне было пять лет, я часто болела, был жар, высокая температура, я вскакивала и кричала: "Разворачивайтесь в марше! / Словесной не место кляузе. / Тише, ораторы! Ваше слово, / товарищ маузер". Что уж так меня привлекало в этих строках, не знаю, наверное, ритм. Но Маяковский и в старших классах был мне гораздо ближе Есенина. Впервые прозу Есенина я прочла в университете. И тогда же поняла, что он гений.

20-летний мальчик, только что вышедший из деревни, попавший в другую социальную и культурную среду, смог в своей первой повести рассказать о самом больном в русской жизни.

Яр - это место, с которым герои истории не могут расстаться. Если уйдут - погибнут. Единственный, кто хочет вырваться из Яра, - Карев, который не просто хочет уйти, а пытается определиться как независимая личность. Но его уход становится причиной гибели дорогих ему людей, его возлюбленной Липы, которую невозможно "вырубить" из Яра - корни держат. Рассказав историю Карева, который, безусловно, альтер эго самого поэта, Есенин прошел, как нож, по корневым вопросам русской культуры: православие, самодержавие, народность, семья.

Кино и ТВ