08.06.2007 06:20
В мире

Путин предложил Бушу "передвинуть" ПРО в Азербайджан

Общий радар может появиться у России и США
Текст:  Марина Волкова (Хайлингендамм)
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4385)
Читать на сайте RG.RU
Вчера в Германии в рамках саммита "большой восьмерки" состоялась встреча президента России Владимира Путина и его американского коллеги Джорджа Буша.

 Именно она должна была стать чуть ли не ключевым моментом саммита. От того, смогут ли два президента хотя бы наметить компромисс в вопросе американской ПРО в Европе и снизить градус взаимной риторики, зависело не только дальнейшее развитие российско-американских отношений, но и диалог России и Европы.

Еще в 2000 году на саммите "большой восьмерки" в Японии главы индустриально развитых государств в итоговом коммюнике в разделе "Разоружение" договорились "сохранять и укреплять договор по ПРО в качестве краеугольного камня стратегической стабильности". Семь лет спустя "камни стабильности" сильно изменились. США уже несколько лет назад вышли из этого договора, а вчера Путин и Буш обсуждали уже совсем другую ПРО - американскую в Европе.

Перед тем как посетить саммит, Джордж Буш отправился в европейское турне. И в первую очередь - в Чехию, где, собственно, американцы и собираются разместить свои противоракетные базы. Получив в Восточной Европе заряд уверенности в правильности задуманного, Джордж Буш вчера пытался поделиться им с Владимиром Путиным.

Буквально за несколько часов до встречи немецкая общественность гадала, удивит ли российский президент своих коллег очередными, в духе Мюнхена, резкими заявлениями. Масла в огонь добавило интервью Путина иностранным СМИ, в котором он не исключил, что в случае строительства американской ПРО в Европе Россия может перенацелить свои ракеты на страны Старого континента. И виноваты в этом будут США. Не остался в долгу и Джордж Буш, который, находясь с визитом в Чехии, нелицеприятно отозвался о процессах, происходящих в России, сказав, что все завоевания демократии, осуществленные при Ельцине, были свернуты при Путине.

Впрочем, все-таки участники саммита попытались несколько сгладить возникшие трения. Ангела Меркель, как хозяйка саммита кровно заинтересованная в том, чтобы компромисс был найден, косвенно подтвердила, что в самой Европе еще не принято решение, пускать ли американцев с ракетами.

В американской же и в российской делегациях буквально выказывали радость оттого, что стороны могут обсуждать столь острые проблемы.

Пожалуй, за все последние семь лет гипотетическое размещение американских ракет в Европе стало самой острой проблемой в отношениях России и Америки. Высокопоставленный десант в лице министра обороны США Гейтса или госсекретаря Кондолизы Райс периодически высаживался в Москве с тем, чтобы убедить руководство страны, что ПРО не будет направлена против России. США просто хотят быть готовыми к пока еще несуществующим вызовам со стороны стран-изгоев, которые, кстати, устами иранского руководства назвали все происходящее "шуткой года".

Однако Москва была непреклонна. Эксперты приводили различные доводы: от несовпадения траекторий полета ракет-агрессоров и защитников до нарушения баланса вооружений в мире и "военного натиска" по периметру западных границ страны. К тому же в некоторых странах Восточной Европы, лобби которых в американском сенате сильно, особо и не скрывали, что стран-изгоев не так уж боятся в сравнении с "русской угрозой".

Одна - главная - нерешенная проблема всегда выступает катализатором в возникновении других. Россия, пообещав ассиметричный ответ американцам, объявила мораторий на выполнение договора об обычных вооружениях в Европе, ссылаясь на невыполнение Старым континентом своих обязательств.

Что, естественно, совсем не порадовало и американцев, и Европу, право на защиту понимающих совсем не так, как это делают в России. В канун саммита, правда, штаб-квартира НАТО распространила заявление с призывом ратифицировать ДОВСЕ всем странам.

Тут же Запад активизировался на пути решения "замороженных конфликтов" на постсоветском пространстве и не только. В рамках борьбы с терроризмом и наркотрафиком Запад пытается закрыть "черные дыры" в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и в первую очередь в Косово, которое в повестке дня нынешнего саммита. Но план по урегулированию ситуации в Косово категорически не устраивает Москву, предупреждающую, что подобные прецеденты создавать не следует, многие непризнанные государства захотят пойти по пути нарушения территориальной целостности страны.

Снова заговорили о демократии в России. И здесь также выявились серьезные разногласия. Москва считает подобные замечания вмешательством во внутренние дела. Запад объясняет свое внимание к этому вопросу обычными требованиями, предъявляемыми к нормальным странам с "одной группой крови".

Разногласий, конечно, достаточно. Однако вчера Ангела Меркель заявила, что саммит - все-таки не то место, где обсуждают, кто и в чем изолирован. И раз лидеры встречаются за столом переговоров, значит, компромисс возможен.

Видимо, в рамках подобного компромисса Владимир Путин предложил Джорджу Бушу совместно использовать арендуемую Россией радиолокационную станцию в Азербайджане. "У нас есть понимание общих угроз, но есть и расхождения в том, какими путями и средствами мы можем эти угрозы предотвратить. У нас собственные идеи. Первая - это совместно использовать арендуемую нами РЛС в Азербайджане. Мы можем это сделать в автоматическом режиме, и вся система, которую можно будет создать, закроет всю Европу без исключения. Это позволит не менять нашу позицию по ненацеливанию своих ракет и, наоборот, создаст условия для совместной работы. Но это сотрудничество должно быть многоплановым, с подключением заинтересованных стран в Европе. Это снимет необходимость размещать наши ударные комплексы в непосредственной близости от европейских границ. И устранит размещение ударных комплексов США в рамках ПРО в космосе. Мы надеемся, что эти переговоры не послужат ширмой, чтобы начать односторонние действия, я об этом Джорджу сказал", - заявил российский лидер.

Глава Белого дома назвал предложение российского президента интересным, и по итогам встречи Москва и Вашингтон договорились провести стратегический диалог с участием военных структур и дипломатов по проблеме ПРО.

Досье "РГ"

Радиолокационная станция системы предупреждения о ракетном нападении "Дарьял", построенная в Азербайджане, была введена в строй более двадцати лет назад.

Место расположения станции позволяло отслеживать пуски практически всех ракет с территории Ирана, Турции, стран Ближнего Востока и с акватории Индийского океана.

И если США примут предложение президента РФ, то они смогут реально контролировать пуски любых ракет с территории Ирана и всех ближневосточных стран, что никак им не обеспечивает системы ПРО в Восточной Европе.

   комментарий

Не надо велосипед изобретать

Договоренность РФ и США о стратегическом диалоге по ПРО дает возможность урегулировать эту проблему и означает, что две страны "не нацелены на дальнейшую эскалацию и взвинчивание конфронтации", - полагает член-корреспондент РАН, заведующий Центром международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) Алексей Арбатов.

 "Если стороны придут на переговоры с серьезными позициями, то можно будет этот кризис урегулировать", - сказал эксперт Российскому информационному агентству "Новости". Арбатов напомнил, что в 2002 году, когда был подписан в Москве договор о сокращении наступательных потенциалов между США и Россией, одновременно была подписана и совместная декларация о взаимоотношениях, предусматривавшая сотрудничество в создании и развитии стратегической противоракетной обороны. "Но с тех пор по тем или иным причинам об этом никто не вспоминал. И сейчас надо не с чистого листа начинать, не велосипед изобретать, а оттолкнуться от официальной договоренности и серьезно начать вести на эту тему переговоры", - полагает Алексей Арбатов.

Эксперт назвал "очень правильным предложением" идею Владимира Путина о совместном использовании в целях противоракетной обороны Габалинскую радиолокационную станцию, которую Россия сейчас арендует у Азербайджана.

По его мнению, Габалинская РЛС - та станция, которая дает возможность буквально через несколько секунд после взлета ракеты не просто обнаруживать пуск, а может с первых секунд отслеживать ракетную траекторию, заранее передавать данные для перехвата в нужной точке.

Германия