Каждый из лидеров приехал на саммит, держа в голове собственные цели. Для Романо Проди было важно поправить несколько пошатнувшиеся отношения с США. Тони Блэр помимо долгого прощания с коллегами, затянувшегося уже на несколько месяцев, собирался также убеждать Владимира Путина не сворачивать с демократического пути. В противном случае он обещал обратиться к бизнесу с предложением уйти из России. Для Николя Саркози было важно дебютировать на саммите в качестве успешного посредника между Ангелой Меркель и Джорджем Бушем в вопросах климата. Джордж же Буш привез на саммит идею размещения американской ПРО в Европе. Тогда как Владимир Путин собирался убеждать коллег не делать этого. Ангела Меркель, напротив, была зантересована в том, чтобы саммит прошел как можно спокойнее и позитивнее. Острые проблемы и горячие споры не входят в планы ни одного хозяина саммита.
Впрочем, на время большая политика уступила место экономике. "Рост и ответственность мировой экономики" - главный документ, который Германия совместно с шерпами других стран подготовила к саммиту "большой восьмерки". Помимо традиционных для подобного рода "исследований" тем, таких как стабильность финансовых рынков, поощрение взаимных инвестиций, защита авторских прав и др., содержится в тексте и чисто немецкое ответвление в экологию. В Западной Европе состоянием окружающей среды озаботились еще с 80-х годов прошлого столетия. В 90-х был подписан Киотский протокол, определяющий квоты на выбросы промышленных газов. Однако при Джордже Буше США свою подпись под документом отозвали.
Еще только вступая в права хозяйки "восьмерки", канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что Германия приложит все усилия, чтобы страны G8 и развивающиеся экономики разработали конкретный план по защите окружающей среды и сдержали максимальный размер роста температуры глобального климата в последующие десятилетия в пределах 2 градусов. Проблемы климата, считает Меркель, надо решать не на основе нулевого роста экономики. По истечении 2012 года, когда закончится действие Киотского протокола, Германия намерена выступить с инициативой заключения соглашения о глобальном сокращении выбросов двуокиси углерода на 30% к 2020.
Однако незадолго до саммита США выступили с резкой критикой немецких предложений, которые, по мнению американцев, были составлены без учета их позиции. По мере приближения встречи риторика стала несколько ослабевать. И Джордж Буш даже высказался за то, что членам "восьмерки" и странам с пороговым развитием надо заключить международное соглашение по защите климата. Однако, будет ли оно подписано или нет, Буш не уточнил. Во время своего визита в Германию, приуроченному к саммиту, Джордж Буш также не дал прямого ответа, готова ли Америка бороться за экологию по немецким правилам. "Мы будем биться до последнего", - сказал министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. Впрочем, участвовавший в общих переговорах заместитель министра финансов РФ Сторчак заявил, что "диалог в области экономики не является таким взрывным, как в области безопасности. Я особой остроты не ощущаю".
Проблемы энергобезопасности, куда больше волнующие Россию в отличие от экологических вопросов, также больше поданы через призму состояния окружающей среды. Вред от развития атомной энергетики в Германии считают очевидным. Тогда как, например, Россия, по словам министра финансов Алексея Кудрина, собирается вкладывать в ее развитие 3-5 млрд. долл. ежегодно.
Однако и "традиционные" основы энергетической безопасности также не остались без внимания. Будучи также председателем ЕС, Германия несколько сместила акценты обсуждения энергетических проблем на европейскую площадку. Правда, заявления о стремлении выработать единую европейскую энергетическую политику, сделанные в начале года, фактически так и остались словами. В этом смысле энергетическую политику нельзя сравнивать с торговой, где главные рычаги находятся у Европейской комиссии, а не у правительств. В энергетике же различные европейские страны демонстрируют различные подходы к решению проблем энергобезопасности, а единого наднационального органа по установлению общих стандартов в Европе нет. У той же Германии достаточно плотные контакты с Россией, как и у Италии или даже Венгрии. С Грецией и Болгарией в этом году Россия наконец договорилась о строительстве нефтепровода Бургас-Александруполис, чем обеспечила Европе дополнительные возможности в получении сырья.
Проект поставок газа в южную Европу, альтернативный газовому проекту Евросоюза Набуко, который по планам пройдет по территории Турции, Румынии, Болгарии, Венгрии и Австрии с ежегодной транспортировкой в 30 млрд. кубов газа из Каспийского бассейна, обретает вполне конкретные очертания при поддержке ряда стран ЕС, которые собирались участвовать в Набуко.
Энергетическая активность России в этом году дополнилась также договоренностями России, Казахстана и Туркмении о строительстве Прикаспийского трубопровода, сорвавшими планы ряда европейских стран, поддерживаемых США, по созданию Транскаспийского трубопровода.
Если совсем упростить ситуацию, то Европа (а также страны "восьмерки") поделились на две группы. Одни готовы сотрудничать с Россией в области энергетики, включая обмен активами крупных предприятий и строительство трубопроводов и хранилищ. Другие опасаются чрезмерной зависимости от нашей страны и ищут способы либо придумать свои нефтяные и газовые нитки, либо оказать на Москву давление с целью получения дополнительных гарантий энергопоставок.
"Любые разговоры о нехватке в России энергоресурсов для своих контрактных обязательств выглядят как специальное нагнетание ситуации, чтобы усилить влияние на Россию по некоторым вопросам, в том числе по вопросам транзита "Газпрома", - заявил помощник президента Игорь Шувалов. - Даже при существующих в России установках с низкой энергоэффективностью мы в полном объеме сможем реализовать наши экспортные контракты".
Игорь Шувалов попытался снять страхи коллег и по поводу гипотетического создания газовой ОПЕК. "Россия не говорит о газовой ОПЕК", - заявил помощник президента Игорь Шувалов, добавив, что речь идет лишь о попытке найти механизмы координации действий на газовом рынке.