Одной из ключевых встреч на неформальном саммите СНГ, который пройдет в Санкт-Петербурге, станут переговоры президента Украины Виктора Ющенко и российского президента Владимира Путина. Для подготовки этой встречи и проведения заседания Подкомитета по международному сотрудничеству Российско-Украинской межгосударственной комиссии в Москву приехал министр иностранных дел Украины Арсений Яценюк. Он дал эксклюзивное интервью "Российской газете".
Российская газета | Сегодня одним из самых острых вопросов в отношениях России и Украины стала проблема взаимной депортации граждан. Речь идет о депортации российского политолога Александра Дугина из Симферополя и последовавшей за этим депортации советника президента Украины Мыколы Жулынского из Санкт-Петербурга. Обсуждалась ли эта тема с министром иностранных дел Сергеем Лавровым? Была ли достигнута договоренность, как в дальнейшем не допускать подобных ситуаций?
Арсений Яценюк | Эта проблема не находится в исключительной компетенции министерств иностранных дел. Однако мы взяли на себя эту ношу, чтобы попробовать каким-то образом решить проблему. Да, действительно, вопрос о депортациях обсуждался и занял немалую часть наших переговоров. Подобные шаги создают очень плохой политический фон, который мешает проводить предметные консультации на другие темы. Этот фон не связан напрямую с переговорным процессом, но связан с формированием общественного мнения в наших странах.
Мы получили ноту российского министерства иностранных дел, где нам предлагалось полностью избавиться от списка невъездных лиц. Украина не исключает возможности аннулирования таких списков, но при определенных условиях. Перед тем как ехать в Москву, я подобрал высказывания целого ряда российских политиков, точнее, граждан России, которым запрещен въезд на территорию Украины. Уверяю, что если бы нечто подобное говорили украинцы в отношении вашей страны, то я лично запретил бы им въезд в Россию. Как эту проблему можно решить?
Украинская сторона предложила провести немедленные консультации по этим вопросам. Подготовлено несколько предложений. Первое - рассмотреть возможность взаимного предварительного информирования о лицах, которым запрещен въезд в Россию и в Украину. Второе - давать одноразовый въезд таким лицам, если речь идет о так называемых гуманитарных вопросах. Третье - если граждане, которые допустили, мягко говоря, нелицеприятные высказывания в пользу одной или другой стороны, публично извинятся, то санкции в отношении этих людей будут сняты. После согласования с российской стороной этих предложений мы будем готовы предоставить их на рассмотрение президентам России и Украины.
Если все три предложения будут в двустороннем формате приняты, то это означает, что у нас есть все основания ликвидировать списки невъездных лиц как таковые.
РГ | Одна из тем, которую вы обсуждали в Москве, - вопросы по Черноморскому флоту. О каких именно проблемах шла речь?
Яценюк | Еще раз хочу заявить официальную позицию министерства иностранных дел. Согласно соглашению между Украиной и Россией, срок пребывания флота в Крыму - 2017 год. Никаких разговоров о досрочном выводе Черноморского флота быть не может без согласия российской стороны. На переговорах в Москве все признали один факт: в двусторонних отношениях Россия и Украина отошли от политизации вопроса о пребывании Черноморского флота. То есть эта тема перестала быть разменной картой. Мы предложили российской стороне проведение совместных инспекций на флоте. Мы двигаемся шаг за шагом, исходя из очень большого пласта проблем. Но при существующей динамике в ближайшие год-два окончательно отрегулируем в правовом плане наши отношения по Черноморскому флоту.
РГ | Удалось ли найти в Москве решение по российско-украинской границе в Керченском проливе?
Яценюк | Пока нет. Главная проблема лежит на поверхности - это стратегические интересы как России, так и Украины в Керченском проливе. Каждая из сторон отстаивает национальные интересы. Я не хочу углубляться в детали возможного соглашения. По границе на Азовском море переговорный процесс продолжается.
В то же время я передал ноту главе российского МИДа о готовности украинской стороны подписать договор о демаркации всего сухопутного участка границы. Сергей Лавров сказал, что буквально через несколько дней мы получим ответ. Рассчитываем, что соглашение по демаркации границы будет в ближайшее время подписано.
РГ | Обсуждалась ли в Москве тема ПРО и, в частности, возможные планы Украины по размещению элементов американской противоракетной обороны на своей территории?
Яценюк | Президент Украины Виктор Ющенко официально заявил, что Украина не готова предоставить свою территорию для размещения систем противоракетной обороны на данном этапе. Более того, на территории Украины находятся российские объекты ПРО - в Ужгороде и в Крыму.
Таким образом, как страна, которая имеет иностранные системы ПРО на своей территории, мы вправе обсуждать этот вопрос. Украина выступает за прозрачность и транспарентность размещения системы ПРО. То есть диалог объективно необходим. Мы можем сказать, что по этому вопросу провели неформальные консультации и с Вашингтоном, и с Москвой, и с Прагой, и с Варшавой. Нас интересовали технические характеристики, возможные угрозы и так далее, связанные с размещением элементов американской ПРО в Восточной Европе.
РГ | Как вы оцениваете ситуацию с приграничным сотрудничеством?
Яценюк | Мы договорились с Сергеем Лавровым в октябре приехать в Белгород, где проведем совместное заседание с участием губернаторов по вопросам приграничного сотрудничества. А также поднимем вопросы сотрудничества между украинским и российским регионами. Мы также договорились провести заседание наших подкомитетов по Черноморскому флоту. Возможно, сделаем это прямо в Севастополе. Пройдем вместе с главой российского МИДа на те объекты, по которым существуют вопросы. Мы планировали провести такую встречу в августе.
РГ | Остается ли в повестке дня вступление Украины в НАТО и проведение на территории страны учений иностранных государств?
Яценюк | Мы обсуждали вопрос о НАТО с Лавровым и пришли к такому интересному решению. У нас есть совместный подкомитет по международным организациям, в том числе и по вопросам сотрудничества с НАТО. Мы хотим организовать на заседании этого подкомитета дискуссию, чтобы понять, чем угрожает вашей стране вступление Украины в НАТО. Нам не нужна напряженность на восточной границе. Но давайте оценим непосредственные угрозы. Четко, по пунктам.
РГ | Украина была одним из инициаторов ГУАМ. Эту организацию, куда входят Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия, называют своего рода противовесом СНГ. Что дало вашей стране членство в ГУАМ?
Яценюк | Во время заседания Подкомитета российская сторона хотела более четко понять целесообразность создания миротворческого контингента в рамках ГУАМ. Мы ответили, что миротворческий контингент - это самое последнее в цепочке развития ГУАМ. На первом же плане остаются социально-экономическое и политическое сотрудничество в рамках этой организации. Таким образом, вопрос о миротворческом контингенте ни завтра, ни послезавтра не стоит в повестке дня. На заседании ГУАМ, которое пройдет 18 июня, будет обсуждаться необходимый пакет материалов, который в первую очередь касается практического наполнения деятельности организации.
В заключении интервью хотел бы поздравить ваших читателей, а также российский народ с праздником - Днем России. Уверен, что украинско-российское стратегическое сотрудничество, а мы в эти дни празднуем также и 10-летие подписания Большого Договора и 15-летие установления дипломатических отношений с вашей страной, будет и дальше развиваться в интересах наших государств и для блага наших народов.