Это его первая самостоятельная полнометражная работа. Картина получила Гран-при, приз за лучшую режиссуру, приз за лучшую мужскую роль - Сергею Пускепалису и диплом за лучшую мужскую роль (второго плана) - Леониду Броневому.
Обычная история о том, как врач-анестезиолог нанялся ухаживать за пожилым, известным и одиноким актером, действительно всех "взяла за душу". Давно уже на экране мы не видели столь интеллигентного, неоднозначного и совершенно узнаваемого героя.
Все награды за всех на заключительной церемонии "Кинотавра" получал продюсер картины Роман Борисевич. У съемочной группы, говорят, то ли нервы не выдержали, то ли дела навалились, но они уехали, не дожидаясь закрытия.
Однако до отъезда с "Кинотавра" будущие его триумфаторы - актер Сергей Пускепалис и режиссер Алексей Попогребский - успели рассказать о том, как начинающий режиссер, окончивший только факультет психологии МГУ, сняв с Борисом Хлебниковым знаменитый фильм "Коктебель", задумал свои "Простые вещи". Как они боялись первой встречи на съемочной площадке с мэтром - Леонидом Броневым, и как писался сценарий о том, что самые простые вещи в нашей жизни одновременно оказываются и самыми сложными. Это когда люди пытаются их запутать, а время все ставит на свои места.
Алексей Попогребский,
режиссер:
- В кино невозможно плохо или хорошо сыграть, как в театре, - там можно хорошо или плохо снять. Я считаю, нет плохих актеров, а есть неправильный кастинг. Любой человек - профессионал, непрофессионал, должен просто быть на своем месте, и в своем эпизоде.
Моя главная гордость - это тот актерский ансамбль, который сложился в картине, и та степень достоверности, с которой все в ней существуют. А у нас снимались и профессиональные, и непрофессиональные актеры, и студенты, и даже наши водитель и генеральный директор.
Исполнителя главной роли Сергея Пускепалиса я встретил еще на фильме "Коктебель" и сценарий "Простых вещей" писал целенаправленно на него.
Леонид Броневой исполнил в фильме роль некогда знаменитого, но потом забытого актера Журавлева - для меня это огромное счастье, что он согласился сняться в нашей картине. Наверное, его заинтересовала история. У нас были непростые обсуждения. Леонид Сергеевич сделал много концептуальных предложений, и хорошо, что мы их реализовали - сейчас я понимаю, насколько все было в точку.
Роль пожилого артиста должен был исполнять любимейший актер нашей страны - на этом строились механизмы фильма. Вариантов было меньше, чем пальцев на одной руке. К Леониду Сергеевичу я пришел не в первую очередь, но принес уже сценарий, адаптированный специально для него - для его характера, его органики. И я очень быстро определился, что никто кроме него так не сыграет - настолько он замечателен в роли. Десять лет, если не больше, Леонид Броневой не снимался - последняя работа, которую я помню, были "Небеса обетованные". Естественно, я сильно нервничал. Не то чтобы я не работал с народными артистами, - я вообще на тот момент мало с артистами работал, опыт был совсем небольшой. И к тому же меня очень стращали Леонидом Броневым - говорили, что у него сложный характер. Ничего подобного! Все упиралось только в одну вещь: Леонид Сергеевич невероятно требовательный человек - к материалу, к роли, к манере работы. Но это все только потому, что он невероятно требователен к себе - в тысячу раз больше, чем ко всем остальным. Он не позволяет себе ни малейшей фальши, ни малейшего брака. В него влюбилась вся наша группа.
В момент съемок мы создавали условия максимального раскрепощения для актеров. Не хотели, чтобы они были привязаны к одному гвоздю по свету или по мизансцене, но тем не менее, как ни странно, от текста они не сильно отходили. Стихотворения Тютчева, которое читает Леонид Броневой (один из кульминационных по напряжению моментов фильма. - Ред.) в сценарии не было. Прочесть его предложил Леонид Сергеевич, и в начале, признаться, я подумал: ну ладно, мы снимем, а потом вырежем при монтаже. Но теперь я даже не представляю, как бы решился и разрешился образ, если бы не это стихотворение...
Счастливый финал в моем фильме - единственно возможный по моему мироощущению. Может, он и покажется кому-то неожиданным, но я так вижу, так существую, так все чувствую.
У меня была цель наконец-то снять не фестивальное кино. Считайте, что это мой манифест. Я сознательно и принципиально хотел сделать кино, в котором не видно кино. То есть не видно, что это все специально подсвечено, специально разведена мизансцена. Что специально актеры играют специально написанные роли. Я хотел, чтобы это было кино без кино, чтобы зритель забыл, что это специально снято, а просто сосуществовал с героями на экране. История получилась камерная, и поэтому я ее снимал на крупных планах для максимального приближения нас как зрителей к актерам.
Какова будет дальнейшая судьба "Простых вещей"? Ее мировая премьера состоится в основном конкурсе на кинофестивале в Карловых Варах...
Сергей Пускепалис,
актер:
- Кино - это не театр. (Сергея Пускепалиса знают прежде всего как театрального актера, режиссера и ученика Петра Фоменко. - Ред.) В театре прошел прогон, артисты с каждым спектаклем играют все лучше и лучше, а в кино уже ничего не поправишь. Ты один раз сыграл - и это навсегда. Хочу ли я себя пробовать в качестве кинорежиссера? Нет, уж лучше я буду своим делом заниматься - ставить спектакли...
Как-то мы сидели в театральном буфете с режиссером Анатолием Праудиным. А он сейчас что-то с Чеховым возится... И он стал рассуждать: "Ты представляешь, Сергей, мы с тобой два часа обсуждаем, почему дама вышла с собачкой. А в это время люди плавят сталь, пекут хлеб, строят дома, - занимаются настоящим..." Но вот я сейчас смотрю сверху и так радуюсь, что мы занимаемся как раз самым главным в этой жизни - человеческими эмоциями, чувствами. Кино, которое снял Алексей Попогребский с легкой руки Романа Борисевича, как раз в этой области чувств и эмоций лежит - от сердца к сердцу. Меня спрашивали, как я вообще ориентируюсь в жизни, я скажу, как: у меня есть мастер Петр Наумович Фоменко, у которого я заканчивал курс. И мне совсем не стыдно показать ему это кино. Что я и сделаю в ближайшем будущем.
Остальные призы "Кинотавра" распределились следующим образом:
Приз за лучший дебют и приз им. Г. Горина за лучший сценарий - режиссеру-постановщику и автору сценария Алексею Мизгиреву за фильм "Кремень";
Приз им. М.Таривердиева за лучшую музыку - композитору фильма "Яр" Антону Силаеву;
Приз за лучшую женскую роль - Марии Шалаевой за фильм "Русалка".