14.06.2007 00:40
Культура

Фотоальбом с уникальными цветными фотографиями России начала ХХ века издают в Беларуси

Уникальные альбомы с видами России начала ХХ века издают в Беларуси
Текст:  Виктор Корбут (Минск)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (314)
Читать на сайте RG.RU
Тысячи цветных снимков из разных уголков бывшей империи Романовых - сам царь поручил запечатлеть красоты страны петербургскому фотографу Сергею Прокудину-Горскому. Было это сто лет назад, задолго до изобретения цветной пленки (что случится только в 30-е годы ХХ столетия). Но уникальные снимки увидели свет лишь теперь. Полвека они пролежали в библиотеке конгресса США, затем появились в Интернете. Издать альбомы с видами России начала ХХ века взялись белорусские энтузиасты.

Четыре года назад Александр Вейник, ныне директор издательства Белорусской православной церкви, случайно наткнулся в одной из компьютерных газет на интернет-ссылку. Открыв веб-страницу, он увидел огромную коллекцию полноцветных фотографий столетней давности: Подмосковaье, Урал, Сибирь, Средняя Азия и даже родная Беларусь. Необычно, неожиданно! До сих пор считалось, что цветные снимки с видами Минска появились лишь во время Великой Отечественной войны, сделанные немцами, а затем в 50-е годы, уже первые советские. То есть почти через полвека (!) после императорского фотографа.

Проект благословил митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. И вот результат: буквально на днях из типографии вышел первый альбом серии "Российская империя в цвете" - Ярославская и Владимирская губернии. Храмы, города, люди, культурные сокровища...

Глядя на снимки, испытываешь чувство культурного шока. Архитектурные доминанты городов начала прошлого века - не панельные многоэтажки, а десятки церквей с высокими колокольнями, выстроившиеся в ряд по линии горизонта. Улицы убранные, между кварталами зеленеют сады, уже кое-где заметны первые шаги электрификации - провода, фонари. В храмах - живая старина, реликвии, еще не под музейным стеклом. Религия - еще не "опиум", а часть культурного пространства, не только с верой и культом, но еще и с фантастической красоты шедеврами искусства.

Прокудин-Горский каждый свой сюжет снимал по три раза, прогоняя через три фильтра: красный, зеленый и синий. Стеклянные пластины с запечатленными пейзажами затем сопоставлялись, с них и получался отпечаток - фотография. Но фото - тут не совсем точное слово. Эти виды с натуры еще более точные, чем классические снимки.

Сложная технология создания цветного отражения времени изобретена не Прокудиным-Горским, подобные эксперименты проводили европейские ученые еще в XIX веке. Но от слов к делу первым перешел именно он. И долгое время оставался единственным.

Три "магических" кадра для одной "иллюстрации" приходилось делать с выдержкой до одной минуты. Если рассматривать панорамные снимки, то можно заметить: люди, изображенные на земле как точки, двигаются как бы с собственной тенью - это одни и те же фигуры, только с временным расстоянием в несколько секунд. На одном из снимков Прокудина-Горского стрелки на часах, кажется, не застыли, а продолжают идти, показывая одновременно разные минуты. Три фотографические пластины не смогли остановить время - оно прошло сквозь них.

То, что наследие фотографа выходит именно в Беларуси, просто счастливая случайность. Потому что именно в Минске живут люди, которые "загорелись" идеей завершить дело, начатое Сергеем Прокудиным-Горским сто лет назад.

Александр Вейник с коллегами собирали и кропотливо реставрировали все известные работы Прокудина-Горского (а их более двух с половиной тысяч), сын Павел написал компьютерную программу, которая позволила обработать негативы столетней давности и перевести их в нужный для современной качественной печати формат.

Связь с Беларусью у Сергея Михайловича Прокудина-Горского, впрочем, также имеется. В свое время он посетил Минскую и Витебскую губернии, и это было не обычное путешествие.

- Царь попросил фотографа сделать серию снимков к годовщине Бородинского сражения, пройтись по следам русско-французской войны, - рассказывает Александр Вейник. - До 1912 года Сергей Михайлович побывал в Северо-Западном крае (нынешние Беларусь, Литва) и, видимо, оставил немало фотозарисовок. Но от снимков из этого региона сохранились считаные единицы. Где они? Известно, что у Сергея Михайловича перед его отъездом в эмиграцию конфисковали много пластин с изображениями, "представляющими военный интерес". Мне кажется, это как раз "белорусские" и "прибалтийские" панорамы - ведь тогда, в конце 1910-х годов ХХ века, тут проходил фронт Первой мировой войны.

В эмиграции работы фотографа, которые ему удалось забрать с собой, чуть было не погибли. Их спасло лишь то, что в конце Второй мировой войны у потомков русского мастера его цветные стеклянные пластины выкупила библиотека американского конгресса.

Фотография