Сегодня ФМС России отмечает свое 15-летие. Сколько же бурь и натисков пережила за свой короткий век Федеральная миграционная служба! Она на два года и два дня младше самой России, была создана в те тревожные времена, когда уже отгремели подземные толчки, разорвав на части единое пространство Советского Союза, и сотни тысяч русских и русскоязычных, ставших вдруг чужими, нежеланными в бывших братских республиках, устремились в Россию, как на остров спасения. И ФМС была создана, чтобы спасать этих разнесенных ветром.
Первый российский парламент, самый демократичный из всех будущих, оперативно принял гуманные законы о беженцах и вынужденных переселенцах. Однако реализовать обязательства, которые взяло на себя государство (преувеличив свои возможности), до сих пор не удалось. Ведь у молодой России, кроме проблемы беженцев, были десятки других горящих проблем. И потому финансирование проблемы миграции шло по остаточному принципу. Но, несмотря на это, надо отдать должное первому руководителю ФМС Татьяне Регент и ее коллегам-первопроходцам: они сумели за какие-то два года буквально с нуля создать разветвленную сеть территориальных органов, открыли центры временного размещения и представительства за рубежом. Первая федеральная миграционная программа основной упор делала на строительство компактных поселений силами самих переселенцев.
А потом началась чеченская война, и ФМС пришлось работать в пожарном режиме. Львиная доля средств и человеческих усилий отдавалась бегущим из "горячих точек", а обустройство переселенцев отодвинулось на дальний план. Уже не о строительстве компактных поселений была главная забота, а о содержании палаточных лагерей.
В 1999-м произошла смена руководства ФМС, и случилось это не без участия нашего "Форума переселенческих организаций". Радовались мы тогда своей победе, но вскоре в миграционной службе началась такая кадровая чехарда и структурная неразбериха, что пришлось не раз пожалеть о Регент. Пусть у нее конфликтный характер, но она не допустила бы, чтобы над ее детищем так бездумно экспериментировали.
Не было, пожалуй, в России такого невезучего ведомства, как ФМС. Шутка ли сказать: шесть реорганизаций за семь лет! Миграционная служба будто попала в нескончаемый жестокий шторм. Одно время ФМС решили было присоединить к МЧС. В мае 2000-го в России появилось новое министерство с трудным тройным названием: по делам федерации, национальной и миграционной политики. Министром назначили Александра Блохина, вызвав в Москву из Азербайджана, где он был послом и никакого отношения к миграции не имел. Что ж, давно замечено: не только браки, но и высокие кадровые назначения совершаются на небесах, понять их логику нам, с земли, бывает трудно.
Полтора года бесславно просуществовал этот неестественный гибрид - минфедерации. А дальше случилось то, чего так давно опасались переселенцы и правозащитники, - проблема миграции (целиком!) была передана в ведение милиции. Это было все равно что зоопарк присоединить к мясокомбинату. Так что ФМС, созданная изначально для спасения иммигрантов, превратилась в орган борьбы с ними. Под эту цель изменилось и законодательство.
Тогда, после американских событий 11 сентября, весь мир был охвачен антитеррористическим психозом и многие страны поспешили ужесточить свою миграционную политику. Правда, западные страны отгораживались от чужих, а Россия воздвигла непреодолимый бюрократический частокол перед своими. Новые репрессивные законы о гражданстве и о правовом положении иностранных граждан сделали наших вчерашних соотечественников такими же иностранцами, как беженцы из дальнего зарубежья. Де-юре это означало, что Россия разводится со своими детьми. И переселение в Россию на ПМЖ практически прекратилось.
Это была трагическая ошибка, горькие последствия которой по сей день расхлебывает обновленная ФМС. А ведь хотели, разумеется, сделать как лучше, навести порядок в разбушевавшейся миграционной стихии, а получилось как всегда - абсурд. Миллионы давно переехавших соотечественников, успевших интегрироваться, вдруг превратились в "нелегалов на месте", а приоритетом деятельности ФМС стала не репатриация, а, наоборот, депортация мигрантов.
К тому времени, как в стране началась административная реформа, сама жизнь доказала, что мигранты - не обуза, а благо для России. Именно они могут спасти Россию от обостряющегося демографического кризиса. Президент заявил, что Россия должна взять новый курс на реализацию гуманной миграционной политики, привлекательной для соотечественников. И тут стало совершенно очевидно, что силовое ведомство МВД справиться с такой задачей не в состоянии. Новая реорганизация ФМС, учитывая негативный опыт прошлых пертурбаций, на этот раз совершается с осторожностью, шаг за шагом. Директору ФМС генералу Ромодановскому досталось, конечно, тяжелое наследство. Из расшатанного ведомства годами уходили самые лучшие, опытные сотрудники. А у тех, кто приходил им на смену, мало того что не было навыков решения социальных задач, так еще был особый милицейский менталитет - привычка видеть в каждом приезжем потенциального преступника. Как переделать этот репрессивный менталитет? Константин Олегович Ромодановский признавался мне, что менталитет сотрудников - его главная головная боль.
И тем не менее в нашей стране наконец-то происходит миграционная революция. Началась она с либерализации законодательства о трудовой миграции. Дело в том, что за прошедшие годы российская миграция изменила свое лицо - в основном к нам едут сегодня трудовые мигранты. С ними тоже масса хлопот, но у нового руководства ФМС болит душа за невыполненные долги государства перед вынужденными мигрантами. Сорок тысяч семей, имеющих статус вынужденного переселенца, по пять-семь-десять лет стоят в безнадежной очереди, ожидая помощи, полагающейся им по закону. А можно ли смириться с тем, что около миллиона новожителей России, фактически репатриантов, из-за противоречивого законодательства и мздоимства коррумпированных чиновников годами не могут легализоваться на своей исторической Родине? Нынешнее руководство ФМС осознает, что эти старые долги (грехи!) государства могут свести на нет все самоотверженные усилия по реализации либеральной миграционной политики, ставят под угрозу срыва долгожданную программу добровольного переселения соотечественников, которая может, как локомотив, вытащить всю забуксовавшую проблему вынужденной миграции.
ФМС не критиковал все эти годы только ленивый. Но справедливости ради стоит заметить, что даже страны с многолетним миграционным опытом то и дело совершают ошибки, шарахаясь из стороны в сторону. Слишком уж сложна, многогранна эта трагическая проблема миграции. Эксперты считают, что эффективной можно назвать миграционную политику разве что одной Канады, которая, как известно, является страной мигрантов.
Нашей же ФМС от рождения всего 15 лет. А если бы за последние полтора года не наметился поворот к здравому смыслу, то и отмечать юбилей было бы как-то неловко. Теперь же хочется искренне поздравить обновленную ФМС с 15-летием. Переселенцы Журавлевы, о драме которых не раз писала "РГ", жизненно необходимы России. И они непременно домой вернутся, став полноправными гражданами своего Отечества.
Досье "РГ"
Сегодня Федеральная миграционная служба насчитывает около 30 тысяч сотрудников во всех регионах страны. Со следующего года штат будет увеличен на 4,5 тысячи человек.
Представительства ФМС открыты в пяти странах бывшего СССР: Армении, Киргизии, Латвии, Таджикистане, Туркменистане. В ближайшее время планируется открыть представительства службы еще в четырех странах: Казахстане, Молдавии, Узбекистане и на Украине.
Наиболее важным делом общенационального масштаба, которым пришлось заниматься Федеральной миграционной службе, стал обмен советских паспортов на российские. К 1 июля 2004 года, когда закончился обмен, было выдано 131 миллион 543 тысячи 766 паспортов гражданина Российской Федерации.
Через органы ФМС получили российское гражданство 5 миллионов 367 тысяч 315 иностранных граждан. В ближайшее время значительно увеличится количество людей, получающих российское гражданство в упрощенном порядке. Этот порядок будет распространяться на участников государственной программы содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа. Согласно программе в этом году в Россию переедут около 50 тысяч человек. Общий потенциал ближнего зарубежья, согласно исследованию, проведенному ФМС, - 5-6 миллионов человек.