15.06.2007 02:00
Экономика

Транспортный коридор Хоккайдо - Сахалин - материк будет стоить 7 млрд долларов

Сахалин готов предоставить все условия для крупных капиталовложений не только в нефтегазовый сектор
Текст:  Юрий Звягин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4389)
Читать на сайте RG.RU

На завершившемся в начале недели в Санкт-Петербурге международном экономическом форуме Россия убедительно продемонстрировала, что с каждым годом становится все привлекательнее для инвесторов. Сумма подписанных за два дня контрактов в несколько раз превысила ожидавшуюся. Причем если совсем недавно интересными для инвестиций были преимущественно Москва и Петербург, то нынешний год продемонстрировал: капиталы есть куда вкладывать на всей территории страны от Калининграда до Сахалина.

Между прочим, Сахалин как раз привез на форум ряд крайне интересных инвестиционных проектов, разнообразных как по размерам потребного капитала, так и по отраслям экономики. О них и о роли развития экономики в одной из крайних восточных точек России (причем не только для самой Сахалинской области, но и для всей страны) наш сегодняшний разговор с губернатором Иваном Малаховым.

Российская газета | Иван Павлович, на форуме высшие руководители нашего государства неоднократно говорили о роли России как моста (и в первую очередь, пожалуй, экономического) между Западом и Востоком. Между тем моста-то до сих пор нет даже между материком и островом Сахалин.

Иван Малахов | И в результате зимой, в сезон штормов, по 10-12 дней не попасть на острова или не выехать на материк. Между тем во время недавнего визита российской правительственной делегации в Японию министр транспорта Игорь Левитин предлагал японским властям рассмотреть проект создания транспортного коридора Хоккайдо - Сахалин - материк.

Вот потому мы и начали работу над возрождением старого проекта соединения острова с Большой землей железнодорожной линией с тоннельным или мостовым переходом через пролив Невельского, а также модернизации железнодорожной сети на самом Сахалине. Ведь у нас, как известно, со времен японцев осталась узкая колея.

РГ | Но это же огромные капиталовложения?

Малахов | По предварительным подсчетам, общая стоимость проекта составит около 7 миллиардов долларов. Из них основная часть придется на сам переход (около 112,5 миллиарда рублей). Шестьдесят пять миллиардов рублей будет стоить переустройство Сахалинской железной дороги на широкую колею, еще 14 миллиардов уйдет на строительство линии Ильинск-Углегорск.

РГ | Причем без продления железнодорожного сообщения до Хоккайдо проект этот вряд ли будет окупаемым.

Малахов | Зато с этим продлением мы сможем подключить Японию к Транссибирской магистрали и обеспечить загрузку Транссиба. Мы, конечно, понимаем, что проект очень дорогой. А потому, с одной стороны, готовим документацию, чтобы представить его на конкурс по привлечению средств Инвестиционного фонда РФ, а с другой - активно приглашаем к сотрудничеству японский бизнес. Конечно, если все сведется к тому, чтобы вывозить много грузов с Сахалина и завозить немного на него, эффективности нам не добиться. А вот если будет транзит... Я, как губернатор, хорошо понимаю, что это такое.

Вот мы, я бы сказал, и провоцируем развитие этого проекта. Показываем свою готовность к работе. Российские железные дороги, вместе с которыми мы и готовим проект, уже вкладывают деньги в разработку технико-экономического обоснования. Третий год идет перешивка колеи на российские стандарты. Уже сделаны практически все мостовые переходы, в это вложено миллиарда четыре. Начали с севера менять колею. Причем впервые в мире работы ведутся по новой технологии, когда новая ветка кладется на старую, не останавливая движения. То есть кладутся новые шпалы и на них - один рельс на нужном расстоянии от старого. Получается дорога в дороге: по одной продолжают ходить старые поезда, а другая постепенно продвигается вперед и готовится к приему новых. Когда все будет готово, рельс, оказавшийся в середине, просто уберут. Это уникальная технология.

Почему мы этим занимаемся сейчас, не дожидаясь начала работы над переходом на материк? Как раз для того, чтобы, когда появятся инвесторы для всего проекта, не задерживать работу.

РГ | Железная дорога - не единственное средство связи острова с материком и Японией...

Малахов | Первая - 540 километров оптоволоконного кабеля до Хоккайдо - уже в этом году начнет работать. Для нас этот проект важен еще и с той точки зрения, что создает на острове рабочие места, требующие высокой квалификации.

РГ | Есть еще электросети. Ведь Сахалин пока не подключен к общей энергосистеме. А вы, насколько я знаю, привезли на форум проект создания в том числе и мощной тепловой электростанции.

Малахов | Угольная электростанция мощностью 1100 мегаватт заложена в проекте создания промышленно-энергетического комплекса на базе угольного месторождения "Солнцевское". Вообще, там Русал собирается вести разработку бурых углей и часть их сжигать на электростанции, а часть пускать в химическую переработку. Энергия же ТЭС будет использоваться также заводом по производству алюминия. К 2013 году, по плану, на Сахалине будет перерабатываться в продукты химии 1 миллион тонн бурого угля в год и выплавляться 375 тысяч тонн алюминия. Это я, между прочим, и имел в виду, когда говорил, что по железнодорожному переходу с Сахалина вывозить будет что.

А что касается выхода в энергосистему... Есть большой проект энергомоста между Сахалином и Хоккайдо. Мы с РАО "ЕЭС России" уже не первый год его ведем, и, я думаю, эта тема не умерла. Мы стараемся продвигать ее на всех уровнях. Вы сами понимаете, что строительство электростанций на базе газа и углей, которых много на нашем острове, и прокладка кабеля постоянного тока на Хоккайдо могли бы в значительной степени решить их проблему с электроэнергией. Но это вопрос не столько экономический, сколько политический. Если президенты договорятся, бизнес этот вопрос решит.

Вопрос же переброски нашей электроэнергии на материк встанет сам собой, когда откроется железнодорожный переход. Ведь все равно рано или поздно нужно будет рассматривать вопрос об электрификации линии.

РГ | Разговор о Сахалине немыслим сейчас без темы развития нефтегазового сектора. Тем более, вы представили на форуме несколько проектов как уже реализуемых, так и разрабатываемых. Давайте начнем с завода по производству сжиженного газа.

Малахов | Подчеркну: первого в России. Мы рассчитываем, что в этом году должна быть проведена его технологическая наладка. Планируется подвести 100-тысячный танкер с газом из-за границы, закачать его в наши танки и с помощью этого газа провести всю наладку. А на следующий год в сентябре должно быть завершено апробирование уже на нашем газе, и к концу года предполагается отгрузить первый танкер.

Кстати, там есть площади для второй и третьей очередей. Это я к тому, что идут разговоры о единой инфраструктуре для транспортировки газа по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Так вот, мы к этому относимся положительно. Вообще, первоначально, насколько я знаю, и предполагалось, что вся инфраструктура по обоим проектам будет единой. По нефти не получилось, но по газу это сделать возможно. Таким образом, уменьшится нагрузка на экологию, в чем мы заинтересованы.

Причальный комплекс для перевалки сжиженного газа уже готов. Недавно там была комиссия Ростехнадзора, и никаких претензий у них с технологической точки зрения не было.

Там, между прочим, рядом нефтеналивной терминал и Корсаковский порт. И мы хотим, чтобы это был единый комплекс с одним капитаном порта, буксирным флотом, службой борьбы с аварийными разливами. Структуру по борьбе с нефтеразливами на территории Сахалина мы, кстати, уже создали. К этому процессу подключились все ведущие компании, работающие у нас. Сейчас идет процесс обеспечения оборудованием, обучение людей. Для нас это очень важная тема. Дай Бог, чтобы не загадить то, что у нас есть.

РГ | В связи с этим: каковы результаты работы комиссии Росприроднадзора по проекту "Сахалин-1"?

Малахов | Официально они еще не объявлены, но, насколько я знаю, больших экологических и технологических нарушений нет. Все, что есть, можно исправить на ходу.

РГ | А как идет устранение недостатков по "Сахалину-2"?

Малахов | Мы еще раз провели собственную экологическую проверку. Часть нарушений уже устранена, часть - нет. А потому я встречался с руководством проекта и мы вели разговор о составлении более жесткого графика устранения выявленных нарушений.

РГ | Есть еще "Сахалин-3" и так далее. На каком этапе реализация этих проектов?

Малахов | По "Сахалину-3" мы два года просим правительство страны ускорить принятие решений. Ведь по первым двум проектам общестроительные работы, в сущности, завершены (только по "Сахалину-1" остались еще новые объекты на севере острова), и нам нужно уже думать, чем загрузить сложившуюся строительную индустрию. Но, надеюсь, до конца года решение по "Сахалину-3" будет принято.

РГ | Иван Павлович, инвестиции, экономический рост - это же не самоцель. Главное - как они сказываются на жизни людей.

Малахов | Среднедушевые доходы населения на острове выросли с 2792 рублей в 2000 году до 15753 рублей в прошлом году. Средняя зарплата была 3681 рубль, стала 19 тысяч. А по данным четырех месяцев этого года - 21,5 тысячи. В 2000 году было 42 тысячи официально зарегистрированных безработных, а сейчас 18 тысяч. И то, мне кажется, это зачастую люди, которые не хотят работать. Ведь число свободных рабочих мест у нас тысячи на две больше, чем безработных. И у нас есть программа переобучения по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Так что все, кто хочет, работу найти могут.

Макроэкономика Сахалинская область Дальний Восток